11 подписчиков

Как группа учёных Курчатова перехитрила Кригсмарине?

141 прочитал
Первые дни войны. 24 Июня 1941 г., 2 часа 41 минута в устье Финского залива подорвался на мине эсминец «Гневный»; 4 часа 21 минута, в этой же акватории, подорвался крейсер «Максим Горький».

Первые дни войны. 24 Июня 1941 г., 2 часа 41 минута в устье Финского залива подорвался на мине эсминец «Гневный»; 4 часа 21 минута, в этой же акватории, подорвался крейсер «Максим Горький». Предполагалось, что сработали вражеские неконтактные (магнитные) мины. Противник с первых дней войны обложил выход в открытое море из советских военно-морских баз, заперев их в бухтах и заливах, и на основных морских путях сообщения, использовав более 1000 якорных ударных и до 160 донных неконтактных мин. В результате минной блокады создалось угрожающее положение на данном театре военных действий.

Не тайна, что с началом гитлеровской агрессии военно-промышленный комплекс Наркомата обороны СССР работал на пределе своих физических и умственных возможностей, но решение на ставший ребром вопрос «Как защитить корабли и базы?» долго не находили.

Было понятно одно, нужно во что бы то не стало решить задачу размагничивания кораблей. Помимо научных работников привлекли и военных консультантов, и судостроителей.

Принцип действия магнитной мины таков: для детонации ей не требуется непосредственный контакт с корпусом корабля. Взрыватель срабатывает от воздействия магнитного поля самого судна.

Взрыв происходит когда судно проходит над миной, увеличивая тем самым и эффект разрушения, ведь поражается самая уязвимая часть корабля – днище.

Трудность в том, что лежащие на дне магнитные мины не поддаются обнаружению обычным методом траления, рассчитанных на зацеп и подрыв якорных мин.

Способ установки такого рода мин чрезвычайно разнообразен: как с кораблей, так и с самолетов. Впервые Российские моряки столкнулись с этой напастью в сентябре 1919 года, в борьбе с интервентами на Северной Двине. Тогда на английских магнитных минах подорвалось несколько кораблей молодой Советской Республики. Со временем этот способ ведения войны на море только усовершенствовался, а мины стали более чувствительными.

ВМФ СССР поставило перед военными инженерами и учёными задачу разработать методу защиты кораблей от неконтактных мин.

Ответственность за решение взял на себя Ленинградский Физико-технический Институт (ЛФТИ) Академии наук СССР, ещё в 1936 году. В работу включились подающий надежды учёный Анатолий Петрович Александров , ставший впоследствии директором Института Атомной энергии им. И.В. Курчатова, Борис Александрович Гаев. В Лаборатории Александрова была создана спецгруппа, под руководством Б.А. Гаева. Курировал исследования И.В. Курчатов. Была сформулирована приоритетная задача, сконструировать устройство, способной размагничивать корабли. В основе идеи лежал принцип компенсации магнитного поля с помощью закреплённых а нём специальных обмоток, через которые пропускался постоянный ток. При этом магнитное поле корабля должно компенсироваться магнитным полем тока в такой степени, что проход судна над миной не будет воздействовать на взрыватель, имеющий собственный предел чувствительности.

Эта идея тут же столкнулась с административным бюрократизмом и не сразу получила одобрение в среде военных специалистов. Многие из инженеров и минёров считали, что корабль следует размагничивать до конца, компенсируя его магнитное поле до нуля. Но, ввиду невозможности этого решения из-за весьма сложной конфигурации поля, размагничивание становится бессмысленным, и нужно бросить все силы на создание и совершенствование методов траления. Были и такие идеи – не размагничивать корабли, а наоборот – намагничивать ещё сильнее, чтобы взрыватель детонировал на большем, безопасном расстоянии для корабля.

По последнему пути пошли и Англичане накануне второй Мировой войны, совершив роковую ошибку, не приняв в расчёт фактор умышленного загрубливания немецких мин и торпед. Уже в процессе войны британцы скорыми темпами создавали устройства по размагничиванию кораблей.

В мае 1938 года в Ораниумбаумском порту на небольшой сторожевой корабль «Дозорный» была наложена временная размагничивающая обмотка и путём измерения поля под кораблём был подобран оптимальный ток в ней. Корабль сделал большое количество проходов с выключенной и включённой обмоткой над установленными на разных глубинах магнитными минами. Мины чётко срабатывали при прохождении над ними судов с выключенными обмотками и никак не реагировали при пуске в обмотку оптимального тока. Задача была решена. Дело стало за большими кораблями.

В октябре 1938 года для экспериментов выделили линкор «Марат», наследии Революции, остававшийся крупнейшим кораблём советского ВМФ того времени. На нём в ходе опытов также удалось в десятки раз уменьшить магнитное поле у самого киля. Магнитное поле на разной глубине измеряли специальной алюминиевой штангой с магнитометром. Так измерили магнитную индукцию, в нескольких точках под килем и за бортами корабля.

Первые дни войны. 24 Июня 1941 г., 2 часа 41 минута в устье Финского залива подорвался на мине эсминец «Гневный»; 4 часа 21 минута, в этой же акватории, подорвался крейсер «Максим Горький».-2

Таким образом, к началу ВОВ наш флот получил защиту от магнитных кораблей противника. Проблема состояла только в трудоёмком процессе установки приборов на кораблях, требовавшие тщательных расчётов в их отладке, и времени. Но, с этим справились, выработав чёткий алгоритм действий при монтаже.

Первый день войны застал группу Александрова на том же линкоре «Марат». В 4 утра личный состав команды судна был поднят по тревоге. Со стороны финского берега приближались вражеские самолёты.

Проведя последние замеры, комиссия передала в работу защитное устройство линкора и в скором времени принялась оборудовать противоминными средствами защиты несколько минных тральщиков. Смонтировав два электромагнитных трала и уже 27 июня 1941 года полностью оснащённые минные тральщики вышли на выполнение боевого задания.

Как и предполагалось, первым делом Кригсмарине попытались заблокировать наши корабли в местах стоянки и базах, установив заграждения из огромного количества магнитных мин. В первые же дни войны на ряде кораблей Балтийского флота были закреплены на палубе и проложены вдоль бортов временные размагничивающие устройства (обмотки). Военные специалисты быстро освоили изготовление таких времянок.

Так, на следующий день был оборудован за одну ночь крейсер «Киров», который благополучно вышел из Рижского залива, через минное поле у острова Даго (ныне – Сарема), где до этого подорвался не размагниченный крейсер «Максим Горький». Эффективность таких «времянок» стал столь очевидной, что моряки перед тем как идти в рейд, частенько шутили: «Перед тем как в бой идти, побывайте у ЛеФТИ».

27 июня 1941 года вышел приказ об организации бригад по установке подобных устройств на всех кораблях военно-морского флота. Игорь Васильевич Курчатов также самолично возглавил одну из бригад.

И.В. Курчатов и принцип размагничивания кораблей
И.В. Курчатов и принцип размагничивания кораблей

С того времени на постоянной основе в Кронштадте начала работать Балтийская группа размагничивания, с 1-го июля в Севастополе – Черноморская, с 9 июля в Архангельске – Северная, с 14 августа во Владивостоке – Тихоокеанская. Работы велись круглосуточно: при нехватке специалистов, кабеля, оборудования, зачастую под бомбёжками и обстрелами, в сжатые сроки. Совместная работа военных моряков, монтажников, инженеров и учёных по размагничиванию кораблей и тралению мин в первый же месяц после войны свела практически к нулю потери наших кораблей от подобных мин и полностью сорвала все попытки Германских военно-морских сил заблокировать наши корабли в судоверфях и базах.

Современное размагничивание кораблей военно-морского флота. Принцип тот же.
Современное размагничивание кораблей военно-морского флота. Принцип тот же.

За время Великой Отечественной войны, ни один из наших кораблей , оснащённый защитной системой данного вида, не подорвался на магнитных минах. Чего не скажешь о Британском королевском флоте и ВМФ США в Атлантике...

С Вами был Олег Неизвестный и Дзен-канал #нетайна. Подписывайтесь и делитесь комментариями;)