Сериал "Игра в кальмара", 1 сезон (2021)

Афиша "Игры в кальмара"
Афиша "Игры в кальмара"

/Зритель проигрывает в "Игре в кальмара"/

Не удивляет, что сценарист, режиссер и продюсер Хван Дон-хёк безуспешно более 10 лет носил по студиям сценарий сериала "Игра в кальмара". По официальной версии, сюжет отвергали из-за чрезмерной жестокости и неготовности широкой публики к подобному жанру. Правда в этом есть, но она не совсем такая.

Сюжет

Идея шоу родилась после выпуска дебютного для режиссера полнометражного фильма "Мой отец" (2007). Это драма, преисполненная сантиментами от начала и до конца: выросший в приемной семье мужчина находит биологических родителей, и его встреча с родным отцом меняет жизни обоих. От тональности чувств любви и долга Хван Дон-хёк решил перейти к темным сторонам человеческой души. И к 2009 году он дописал историю, где лейтмотивом выступают хладнокровные танцы на костях нуждающихся.

Драма "Мой отец" (2007)
Драма "Мой отец" (2007)

Главный герой "Игр в кальмара" Сон Ги-хун соглашается на предложение незнакомца принять участие в некой детской забаве. На кону — миллионы долларов, которые позволят ему рассчитаться с долгами, слезть с шеи матери и наконец принять более осязаемое участие в жизни и воспитании дочери. Вот только бороться за главный приз намерены еще 455 человек. Они настолько побиты жизнью, что за деньги готовы хитрить, обманывать, подставлять и даже убивать. И как все они узнают впоследствии: условия игры этого не запрещают.

Кадр из сериала "Игра в кальмара"
Кадр из сериала "Игра в кальмара"

О сериале

Жестокость, озлобленность, алчность, жадность — характерные черты современного общества, его чума. Искусство же всегда было призвано показывать человеку бремя, выпавшее на его эпоху, высмеивать недостатки и превозносить достоинства окружающего мира. Сегодня он такой. Люди и правда дошли до того, что готовы устроить тотализатор на человеческие жизни. Не раз в новостных лентах появлялись сообщения об убийствах в прямых эфирах на публику. И возможно даже такие "Игры в кальмара" где-то существуют в действительности. Но раз эту тему решили поднять в кино, разве в этом не должно быть эстетики?

На то оно и творчество, что мало лишь показать, нужно зацепить аудиторию. Например, Джоффри Баратеон (Джек Глисон) из "Игры престолов" — старший отпрыск Серсеи и Джейме Ланнистер. Наверняка каждый смотревший сериал искренне ликовал, когда его настигла смерть. И здесь смысл даже не в игре актера, гриме или операторской работе. Красоту этой жуткой кончине придает история конкретно этого персонажа, который на протяжении долгих серий испытывал зрителя и заставил-таки его себя искренне ненавидеть, презирать и желать ему болезненной смерти.

Герой Джоффри Баратеон из "Игры престолов"
Герой Джоффри Баратеон из "Игры престолов"

Здесь этого нет. Герои "Игры в кальмара" не вызывают эмоций. Несколько центральных историй как на подбор слезливы и печальны: через них сквозит вся несправедливость мира. Другие же — до посредственности классические антагонисты. Что еще хуже — вся история предсказуема. Хотя правила игры в том числе и автору сценария давали абсолютную свободу действий. Ведь и главный герой может ошибаться, и второстепенный персонаж порой хватает удачу за хвост. Однако Хван Дон-хёк решил соблюсти законы жанра. Жаль, что это касается лишь хода сюжета, но не его основной идеи.

Финал не должен всегда быть неожиданным, но во всем этом безумии нужен смысл. История помнит немало случаев, когда ошибочные убеждения "оправдывали" всякую чушь, но то были убеждения. В случае с сериалом все легко можно было списать на психические отклонения организаторов. Люди любят психопатов и при наличии болезненной истории в прошлом психа наверняка даже пожалели бы его. То, что предложил Хван Дон-хёк, подходит с натяжкой. Все-таки от заявленной им причины игрищ люди скорее прибегают к различного рода злоупотреблениям: алкоголю, наркотикам, азартным играм, даже духовным практикам.

Кадр из сериала "Игра в кальмара"
Кадр из сериала "Игра в кальмара"

Актеры

Вытянуть провисающий сюжет и сделать проект пронзительным, впечатляющим, запоминающимся нередеко способна актерская игра. И снова шансы на это в "Играх кальмара" были велики. Хотя бы российского зрителя удивить проще легкого, потому как основной массе ни один из актеров сериала не знаком. Когда же не видел человека в других ролях, не знаешь его мимики и способностей, то и веры в историю больше. Как в детстве, представляешь, что все на экране реально. Но именно это отличие сериала и сыграло здесь злую шутку.

Корейские знаменитости из мира кино и моды играют хорошо, но с характерной экспрессией. Мы не привыкли к такому языку тела и интонациям в голосе. Невозможно сказать, что актеры играли неестественно. Страх, ужас, нервозность, радость, облегчение от пройденного этапа и другие эмоции выглядят в их исполнении натурально. Но почему-то все равно не воспринимаешь это всерьез. Возможно здесь имеет значение и пробивающийся сквозь дубляж корейский язык, такой отличающийся, необычный, чужой, игрушечный для нашего слуха.

Чем примечательны "Игры в кальмара"

Если же фильм не так уж и хорош, почему он стал самым популярным на Netflix уже через 27 дней после релиза? Все просто: Хван Дон-хёк и правда дождался, когда зритель будет готов к его творению. Но дело здесь не в готовности зрителя к жестокости. И до 2009 года были фильмы про насилие, убийства и смерть. Например, смелый для 1978 года "Я плюю на ваши могилы", "Семь" (1995), тот же "Пункт назначения" (2000, 2003, 2006, 2009 и т.д.). В "Пиле" (2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и т.д.) и вовсе похожий сюжет: героев заставляют играть в смертельные игры, и на кону нет никаких денег, только жизнь. А сколько было и есть зверства в реальной жизни?

На деле массы просто должны были хорошенько отвыкнуть от кино с глубоким смыслом, продуманным до мелочей сюжетом и потрясающим воображение визуалом. Хорошие ленты люди стали воспринимать за исключение, нежели правило. Чтобы удивить зрителя, сегодня только и нужно — жестокость. Побольше крови, паники, криков и безысходности.

Кадр из сериала "Игра в кальмара"
Кадр из сериала "Игра в кальмара"

Смотреть или не смотреть

Если рассматривать мир кино как "Игру в кальмара", то зритель все равно проигрывает. При условии, что не стояло цели бессмысленно убить свое время. Для желающих обогатить свой досуг ничего существенного от просмотра получить не удастся: ни красоты, ни важных уроков там нет. Заявленная идея ценности человеческой жизни никак не раскрывается, создатели скорее хоронят ее под обилием убийств и смертей. Но вот проблема: даже без особого желания все равно включишь сериал.

Любопытство заставит просмотреть хотя бы пару серий шоу из-за его популярности. Многие досмотрят его до конца, потому что он небольшой и это можно сделать за день. Немало людей дождутся продолжения, чтобы сравнить сезоны. Вероятно на нем и закончится успех "Кальмара", ведь кровавая бойня быстро надоедает. Как бы там ни было, неизменным останется одно: терпение и настойчивость сценариста и режиссера Хван Дон-хёка привели его к настоящей победе в игре жизни за место под солнцем. И осязаемый куш в миллионы долларов сейчас лежит в его кармане. Искренние поздравления!

Афиша "Игры в кальмара"
Афиша "Игры в кальмара"

#игравкальмара #рецензия на сериал #отзыв #рецензия