Найти тему
Грунтовозов

Что такое ползучесть асфальта, от чего она зависит, ее механизмы и стадии

Оглавление

Ползучесть – это свойство материала постепенно деформироваться под действием постоянной статической или динамической нагрузок. Подвох характеристики заключается в том, что такие изменения в материале протекают очень медленно – со стороны их не так-то легко заметить.

Несложно догадаться, что измерить и описать это явление – задача сложная. Оценка ползучести была введена в перечень стандартных испытаний асфальтобетона только в новейшем ГОСТ Р 58401.4-2019, где ее рекомендуют проводить для щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). Но показатель этот еще не нормируется.

Ползучесть характерна для:

  • Покрытий парковок и стоянок
  • Покрытий дорог с высоким трафиком
  • Покрытий на склонах

В таких случаях асфальт постоянно претерпевает нагрузки либо от стоящего или едущего транспорта, либо от действия сил гравитации. Для небольших дорог, проездов и площадок эта характеристика не столь актуальна. Поэтому если вы берете асфальт для бытового строительства, то особо вникать в эту тему вам не обязательно.

А вот в дорожном строительстве это серьезная проблема. Ведь ползучесть – это причина серьезных дефектов покрытия, которые могут приводить к авариям и человеческим жертвам.

Она проявляется в виде:

  • Волн
  • Наплывов
  • Колей
Ползучесть – это свойство асфальта постепенно деформироваться под действием различных статических и динамических нагрузок
Ползучесть – это свойство асфальта постепенно деформироваться под действием различных статических и динамических нагрузок

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Механизм и стадии ползучести
  • От чего зависит ползучесть

Давайте остановимся на каждом из них подробнее.

Механизм и стадии ползучести асфальта

Само собой очевидно, что у дорожного покрытия есть некоторый предел прочности. Это количество нагрузки, которое оно может выдержать, не разрушаясь. Например, если взять образец асфальта с пределом прочности на сжатие 2,5 МПа, приложить к нему нагрузку в 2 МПа и тут же ее убрать, то с образцом ровным счетом ничего не случится.

А что если нагрузить образец и оставить его в таком состоянии на несколько недель? Поначалу он будет оказывать сопротивление давлению, но со временем начнет «сдаваться». Под действием постоянной нагрузки в нем начнут развиваться пластические – то есть необратимые – деформации. Они будут накапливаться и перерождаться в микроповреждения, которые со временем приведут к полному разрушению материала.

В контексте асфальта процесс этот растягивается на многие месяцы и года – в зависимости от качества дорожного покрытия и условий его эксплуатации.

Выделяют три стадии ползучести:

  1. Первичная (неустановившаяся, затухающая) ползучесть
    Асфальт сразу после укладки не демонстрирует в полной мере свои физико-механические свойства. Ему еще предстоит доуплотниться под колесами машин. На этой стадии он активно деформируется, и скорость его ползучести высока.
  2. Вторичная (установившаяся) ползучесть
    Эта стадия наступает после полного «созревания» покрытия. Здесь накопление деформаций протекает с постоянной скоростью. У асфальта с хорошими показателями и отсутствием очень высоких нагрузок она может длиться годами.
  3. Третичная (ускоренная) ползучесть
    Она начинается с появления в толще асфальта микротрещин. Под действием нагрузки они разрастаются и объединяются, из-за чего прочность материала падает. Скорость ползучести резко возрастает. Эта стадия заканчивается разрушением дорожного покрытия.

Теперь вы знаете, что из себя представляет явление ползучести. В следующем разделе мы поговорим о факторах, которые на нее влияют.

От чего зависит ползучесть асфальта

Качество асфальтобетона зависит как от характеристик самого материала, так и от условий его эксплуатации. Соответственно, скорость накопления пластических деформаций в нем определяется внешними и внутренними факторами.

На ползучесть влияют:

  • Адгезия компонентов асфальта
    Чем лучше битум сцепляется с щебнем и песком, а зерна наполнителя – друг с другом, тем сильнее материал сопротивляется развитию деформаций.
  • Вязкость битума
    Маловязкий битум (например
    , нефтяной дорожный битум марок БНД 130/200 и БНД 130/200) уже при 30-45°С начинает размягчаться. А температура дорог и тротуаров в летнюю жару может достигать 50-60°С. Естественно, покрытие на таком вяжущем будет деформироваться быстрее асфальта на более вязком битуме.
  • Старение битума
    Под воздействием факторов окружающей среды (температуры, солнечного света, осадков) битум окисляется, его компонентный состав изменяется в сторону уменьшения содержания смол. Это те самые вещества, которые придают асфальту пластичность и упругость. В результате покрытие становится хрупким и активнее разрушается под воздействием нагрузок.
  • Температура
    Как мы уже отметили, при повышении температуры битум становится мягким и податливым. Сильно разогретый асфальт теряет прочность и легко деформируется, а скорость его ползучести возрастает.
  • Величина нагрузки на покрытие
    Чем выше давление на асфальт, тем быстрее он будет накапливать деформации. Так, покрытие стоянки для большегрузного транспорта «проживет» гораздо меньше парковки у торгового центра, предназначенной для легковушек.
  • Регулярность нагрузки
    Постоянная нагрузка приводит к необратимым деформациям быстрее, чем периодическая. Если использовать пример из предыдущего пункта, то покрытие на стоянке крупного ТЦ, где постоянно стоят машины, довольно быстро придется менять. А парковка у частного дома, если ее правильно заасфальтировали, может простоять хоть с десяток лет.
  • Стадия эксплуатации
    Этот пункт относится к механизму развития ползучести, который мы рассмотрели ранее. Мы говорили, что деформации покрытия активно накапливаются на первой и последней стадиях. Соответственно, если асфальт был недавно уложен или уже начал разрушаться, то его ползучесть будет велика.
На парковке около торговых центров и магазинов асфальт быстрее приходит в негодность
На парковке около торговых центров и магазинов асфальт быстрее приходит в негодность

Ползучесть асфальтобетона во многом определяет его долговечность. Поэтому при проектировании дорожных работ важно учитывать это свойство.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #ползучесть #ползучесть асфальта #полезные советы #свойство ползучести #свойства асфальта