10 подписчиков

КиноСловарь. Большая история жанра "Ужасы". Часть 3.

2000-е

Новое тысячелетие началось с фильма «Американский психопат» (2000) режиссера Мэри Харрон с Кристианом Бейлом в главной роли, играющего харизматичного серийного убийцу и манхэттенского бизнес-магната. Когда фильм вышел в прокат, он вызвал большие споры, но сегодня он остается культовой классикой.

Кристиан Бейл в фильме Американский психопат.
Кристиан Бейл в фильме Американский психопат.

Выход фильма« Пункт назначения» (2000) ознаменовал собой успешное возрождение жанра подросткового ужаса и породила пять частей.

Постер фильма Пункт назначения.
Постер фильма Пункт назначения.

Некоторыми ярко выраженными тенденциями отмечены фильмы ужасов из неанглоязычных стран. Зрители все больше доверяли иностранным ужасам, так как в них проявлялась новизна и оригинальность. Яркими примерами являются: «Хребет дьявола» (2001) - испанско-мексиканский готический фильм ужасов режиссера Гильермо дель Торо; Французский фильм ужасов «Братство волка» (2001) стал вторым по доходу французским фильмом в Соединенных Штатах за последние два десятилетия; Другой известный испанский фильм - «Приют» (2007), дебют испанского режиссера Дж. А. Байона; «История о двух сестрах» - это южнокорейский психологический драматический фильм ужасов 2003 года, сценарий и режиссер Ким Джи Вун; «Затвор»(2004) - тайский фильм ужасов, в котором основное внимание уделяется загадочным изображениям на проявленных изображениях; «Остаться в живых» - норвежский слэшер 2006 года режиссера Роара Утхауга .

Постер фильма Хребет дьявола
Постер фильма Хребет дьявола

Другая тенденция - это появление в жанре психологии, которая пугает публику, а не запугивает. «Другие» (2001) оказались удачным примером психологического фильма ужасов. Минималистский подход, который в равной степени представлял собой теорию Вэла Льютона о том, что «меньше значит больше».

Постер фильма Другие.
Постер фильма Другие.

Фильмы «28 дней спустя» (2002), обновленный римейк «Рассвет мертвецов» (2004), «Я - легенда» (2007), «Карантин» (2008), «Зомбиленд» (2009) представляют собой обновление апокалиптического и агрессивного жанра зомби. Это возрождение заставило Джорджа А. Ромеро вернуться к своей серии «Живые мертвецы» с «Землей мертвых» (2005), «Дневник мертвых» (2007) и «Выживание мертвецов» (2009).

Основоположник жанра зомби фильмов Джордж А. Ромеро.
Основоположник жанра зомби фильмов Джордж А. Ромеро.

Австралийский фильм «Волчья яма» (2005), написанный и спродюсированный режиссером Грега Маклина, вращается вокруг трех туристов, которые оказались захвачены в плен. Фильм позиционировался как «основанный на реальных событиях». В сюжете присутствовали элементы, напоминающие реальные убийства туристов Иваном Милатом в 1990-х годах и содержали еще более крайнее насилие. Расширением этой тенденции стало появление типа ужасов с акцентом на изображения пыток, страданий и насильственных смертей (также называемых «splatterporn»). Такие фильмы, как «Коллекционер» (2009), «Хостел» (2005) и их соответствующие продолжения, часто называют примерами возникновения этого поджанра. В 2010 году серия фильмов «Пила» была занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый кассовая франшиза ужасов в истории. Наконец, с появлением фильма «Паранормальные явления» (2007), который был хорошо принят критиками и имел отличный прием в прокате, минималистский хоррор, начатый проектом «Ведьма из Блэр», был безоговорочно представлен, как популярный жанр мокьюментари.

Постер фильма Паранормальное явление.
Постер фильма Паранормальное явление.

Волна ремейков.

Ремейки более ранних фильмов ужасов стали обычным явлением в 2000-е годы и продолжают появляться посей день. Помимо римейка «Рассвета мертвецов» (2004) а также ремейка классического фильма Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой» (2003), в 2007 Роб Зомби занялся возрождением классики Джона Карпентера «Хэллоуин». В фильме больше внимания уделяется предыстории Майкла, чем в оригинале, поэтому первая половина фильма посвящена его детству. Это было негативно оценено большинством критиков, но имело успех в кинотеатрах, что послужило толчком для собственного продолжения. Этот фильм помог начать «переосмысление» фильмов ужасов. «Хэллоуин» 2018 года является одиннадцатой частью в этой франшизе и прямым продолжением одноименного фильма 1978 года, в то же время являясь ретконом всех предыдущих сиквелов. «Зловещие мертвецы» 2013 года - это четвертая часть серии «Зловещие мертвецы», которая является мягкой перезагрузкой оригинального фильма 1981 года и продолжением оригинальной кинотрилогии.

Постеры фильма Хэллоуин Роба Зомби.
Постеры фильма Хэллоуин Роба Зомби.

Неслыханную популярность начали набирать веб-сериалы на YouTube с участием Слендермена. Персонажу приписывают возрождение интереса к найденным видеоматериалам, а также к городскому фольклору. Ужасы стали заметными на телевидении благодаря фильмам «Ходячие мертвецы», «Американская история ужасов» и «Штамм», а также на потоковых онлайн-сервисах, таких как Netflix появились «Очень странные дела» и « Призраки дома на холме». Кроме того, по многим популярным фильмам ужасов были сняты успешные телесериалы: « Психо» породило «мотель Бейтса», «Молчание ягнят» породило «Ганнибала».

Слэндермен.
Слэндермен.

В 2018 и 2019 годах комедийный актер Джордан Пил стал режиссером аллегорических триллеров-ужасов, которые в свою очередь привлекли внимание киноакадемиков и получили номинации и награды в престижных премиях. Первый фильм «Прочь» обращается к современному расизму и концепции рабства, следуя примеру афроамериканца, который делает пугающее открытие, касающееся высокопоставленной семьи своей белой подруги. Фильм получил четыре номинации на «Оскар» (лучший фильм, лучший режиссер, лучший актер, лучший оригинальный сценарий ) на 90-й церемонии вручения премии, из которых Пил получил статуэтку за лучший оригинальный сценарий. Вторая картина «Мы» обращается к социальному классу и привилегиям, поскольку рассказывает о семье, терроризируемой их кровожадными двойниками. Главную роль сыграла Лупита Нионго, которая была номинирована на премию SAG за лучшую женскую роль за роль.

Постер фильма Прочь
Постер фильма Прочь

Жанр ужасов постепенно отходил от привычных рамок и вновь влезал в другие направления кинематографа. Например, «Тихое место»(2018) - это получивший признание критиков постапокалиптический научно-фантастический фильм ужасов с сюжетом о семье, которая должна жить в тишине, скрываясь от внеземных существ, которые прибыли на Землю на фрагментах своей взорванной родной планеты и которые охотятся исключительно по звуку.

Кадр из фильма Тихое место
Кадр из фильма Тихое место

«Солнцестояние» (2019) режиссера Ари Астера - это фильм нового поколения арт-хорроров, в которых операторская работа и цветопередача играют важную роль в передаче сюжета. Здесь история рассказывается о группе друзей, которые едут в Швецию на фестиваль, который проводится раз в 90 лет, только для того, чтобы оказаться в тисках языческого культа.

Кадр из фильма Солнцестояние
Кадр из фильма Солнцестояние

В конце 2018 года на Netflix состоялась премьера постапокалиптического триллера «Птичий короб», который стал интернет-сенсацией в 2019 года. Фильм рассказывает о женщине, которую играет Сандра Баллок, которая вместе с парой детей должна пройти через лес и реку. Они должны делать это с завязанными глазами, чтобы избежать сверхъестественных существ, заставляющих людей, которые посмотрят на них, заканчивать жизнь самоубийством. Хэштег #birdbox был в тренде неделями. Люди делились мемами по поводу фильма, даже вдохновляя других на «испытание с завязанными глазами», в котором участники надевают повязки на глаза, пытаясь выполнять повседневные дела.

Кадр из фильма Птичий короб
Кадр из фильма Птичий короб

К концу 2010-х хоррор стал самым прибыльным жанром для независимых фильмов в США. Изменения в стратегиях распространения, такие как сокращение американского рынка домашнего видео, сильно ударили по многим жанрам и прорывный успех хорроров доказал, что кинотеатральное распространение является жизнеспособным. Хотя хардкорные фильмы ужасов оставались нишевой категорией. Фильмы с новаторской концепцией смогли извлечь выгоду из вирусного упоминания в СМИ, чтобы получить достаточно просмотров на рекламных сайтах, которые покрывали их расходы, даже если зрители смотрели только первый рекламный ролик.

Виды ужасов

Этот ужасный жанр привлекателен тем, что в нем огромное количество поджанров и каждого из них есть немало поклонников, поэтому демонстрируя фильм ужасов, можно с уверенностью сказать, что он найдет своего зрителя.

Ужас тела (Боди-хоррор)

Ужас тела намеренно демонстрирует телесные или психологически тревожные нарушения человеческого тела. Эти нарушения могут проявляться в сексе, мутациях, увечьях, зомбификации, неоправданном насилии, болезнях или неестественных движениях тела. Он уходит корнями в готическую литературу и распространился на другие средства массовой информации. Самые известные здесь: включают «Нечто» (1982), «Видеодром» (1983), «Муха» (1986).

Кадр из фильма Нечто, как пример боди-хоррора.
Кадр из фильма Нечто, как пример боди-хоррора.

Комедийный фильм ужасов

Комедийный хоррор сочетает в себе элементы комедии и фильма ужасов. Жанр комедийных ужасов часто пересекается с жанром черной комедии. Иногда сюда попадают фильмы с более низким рейтингом, ориентированные на семейную аудиторию. Рассказ Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной лощине» называют «первым великим комедийным рассказом ужасов».

Постер фильма Зомби по имени Шон, как пример комедийного фильма ужасов.
Постер фильма Зомби по имени Шон, как пример комедийного фильма ужасов.

Народный ужас (Фолк-хоррор)

Народный хоррор обычно включает сельскую обстановку и темы изоляции, религии, силы природы и потенциальной тьмы сельских пейзажей. Часто цитируемые примеры: «Плетеный человек» (1973), «Ведьма» (2015) и «Солнцестояние» (2019).

Кадр из фильма Плетеный человек, как пример фолк-хоррора.
Кадр из фильма Плетеный человек, как пример фолк-хоррора.

Найденные кадры (Мокьюментари)

Найденные кадры - техника, которая дает аудитории взгляд на ужасные события на экране от первого лица. Фильмы ужасов, оформленные как «мокьюментари», объединяют переживания зрителей и персонажей, что может вызвать тревогу, шок и недоумение. Примеры ужасов от первого лица: «Ведьма из Блэр» (1999), «Паранормальное явление» (2007), «Монстро» (2008).

Фильм Монстро, как пример мокьюментари.
Фильм Монстро, как пример мокьюментари.

Готический ужас

Готический хоррор включает в себя элементы готической литературы, соединяющей романтику, страх и сверхъестественное. Примеры: «Сонная лощина» (1999), «Багровый пик» (2015), «Другие» (2001), «Женщина в черном» (2012).

Кадр из фильма Сонная лощина, как пример готического ужаса.
Кадр из фильма Сонная лощина, как пример готического ужаса.

Природный ужас

Природные ужасы - это поджанр фильмов ужасов, в которых «природа взбесилась в виде мутировавших зверей, хищных насекомых и обычно безобидных животных или растений, превращенных в хладнокровных убийц». Примеры - «Пираньи 3D» (2010), «Челюсти» (1974), «Лэйк Плэсид: Озеро Страха» (1999).

Постер фильма Лэйк Плэсид, как пример природного хоррора.
Постер фильма Лэйк Плэсид, как пример природного хоррора.

Слэшер

Слэшер-хоррор - это поджанр хоррора, в котором убийца убивает группу людей (обычно подростков), с помощью лезвийных инструментов. Некоторые из самых известных слэшеров: «Техасская резня бензопилой» (1974), «Черное Рождество» (1974), «Хэллоуин» (1978), «Поворот не туда» (2003), «Дом восковых фигур» (2005), «Оно» (1990), «Крик» (1996) и, разумеется, «Кошмар на улице вязов» (1984).

Кадр из фильма Техасская резня бензопилой, как пример слэшера.
Кадр из фильма Техасская резня бензопилой, как пример слэшера.

Сплэттер

Поджанр, где большое внимание уделяется изображениям крови, внутренностей и насилия. На это зрелище людям со слабым желудком лучше не ходить. В сплэттерах принято мучить людей, отрезать им части тела и всячески издеваться. Это всё делается для усиления эффекта страха. Тем не менее, не все сплэттеры являются фильмами ужасов. Примеры: «Пила» (серия), «Месть нарождённому» (2007), «Хостел» (2005) и «Коллекционер» (2009).

Кадр из фильма Пила, как пример сплэттера.
Кадр из фильма Пила, как пример сплэттера.

Психологический хоррор

Название жанра говорит само за себя. Фильмы этого жанра создают психологическое напряжение во время просмотра. В этих лентах уделяют внимание отрицательным чувствам персонажа: вине, страху, эмоциональной нестабильности. Часто в фильме присутствует сверхъестественная часть. Примеры: «Сияние» (1980), «Ребенок Розмари» (1968), «Отвращение» (1965), «Сомния» (2016).

Кадр из фильма Сияние, как пример психологического хоррора.
Кадр из фильма Сияние, как пример психологического хоррора.

Психологические эффекты фильмов ужасов

Нейрокинематика - подсознательное воздействие фильмов ужасов на зрителей. Было показано, что зрители, как правило, одновременно сосредотачиваются на определенных аспектах конкретной сцены и стараются сидеть, как можно более неподвижно во время просмотра фильмов ужасов. У человека во время и после просмотра увеличивается частота сердечных сокращений, артериальное давление и дыхание. Те, кто получил положительные эмоции после просмотра фильма ужасов, испытывают чувства, похожие на счастье или радость. В качестве альтернативы, зрители с отрицательными эмоциями после просмотра, как правило, будут испытывать чувства, которые обычно связывают их с отрицательными переживаниями в своей жизни.

У всех разные эмоции во время просмотра.
У всех разные эмоции во время просмотра.

Различные приемы, используемые в фильмах ужасов на публике.

В исследовании Джейкоба Шелтона подробно изучалось множество способов манипулирования аудиторией в фильмах ужасов. Негативное пространство - один из таких методов, который может сыграть определенную роль, заставляя глаза дистанционно упираться в что-нибудь в кадре - стену или пустую черную пустоту в тени. В идеальном фильме ужасов идеальный баланс негативного и позитивного пространства. Другой метод - это так называемые скримеры (резкие появления). В классических фильмах ужасов скример возникает сразу после того, как человек, например, закрывает зеркало в ванной, показывая свое отражение, или в других подобных ситуациях. В качестве альтернативы, это заставлять аудиторию чувствовать больше беспокойства и дискомфорта, потому что они не знают, когда это произойдет.

Влияние на общество.

Развитие фильмов ужасов на протяжении многих лет дало обществу новый подход к находчивому использованию их преимуществ. Стиль фильмов ужасов со временем изменился, но в 1996 году «Крик » запустил «цепочку подражателей», которая привела к новому разнообразию подростковых фильмов ужасов. Этот новый подход к фильмам ужасов начал постепенно приносить все больше и больше доходов. Первый фильм заработал 6 миллионов долларов, а третий фильм - 101 миллион долларов. Прибыльность и развлечение, которые фильмы ужасов приобрели в глазах публики и продюсеров, является одним из очевидных последствий для нашего общества.

⠀ 2000-е Новое тысячелетие началось с фильма «Американский психопат» (2000) режиссера Мэри Харрон с Кристианом Бейлом в главной роли, играющего харизматичного серийного убийцу и манхэттенского...-23

Рост доходов от фильмов ужасов - это только первый признак влияния этого направления в кино. Жанр ужасов изменил роль женщин и то, как женщины видят себя в киноиндустрии. Ранние фильмы ужасов, такие как «Мой кровавый валентин» (1981), «Хэллоуин» (1978) и «Пятница 13-е» (1980), создавались в основном для мужской аудитории, чтобы «подпитывать фантазии молодых людей». Эта идея больше не распространена, поскольку женщины стали не только основной аудиторией и поклонниками фильмов ужасов, но и главными героями современных фильмов ужасов. Кинематографисты также начали включать в свои фильмы темы, более широко связанные с другими жанрами, чтобы привлечь внимание аудитории.

Кадр из фильма Оно следует за тобой.
Кадр из фильма Оно следует за тобой.

Многие ранние фильмы ужасов вызвали серьезные социальные и правовые споры. В США Кодекс кинопроизводства, введенный в действие в 1930 году, установил моральные принципы для содержания фильмов, ограничивая фильмы, содержащие спорные темы, сцены насилия, откровенную сексуальность и / или наготу. Постепенный отказ от Кодекса и его окончательная формальная отмена в 1968 году (когда он был заменен системой рейтинга фильмов MPAA ) предоставили киноиндустрии больше свободы. Тем не менее, полемика вокруг фильмов ужасов продолжалась, и многие по-прежнему сталкиваются с проблемами цензуры по всему миру. Например, фильм 1978 года «Я плюю на ваши могилы», как посчитали это американская эксплуатация в целях изнасилования и мести. Фильм был негативно воспринят критиками, но он привлек большое внимание в стране и за рубежом из-за явных сцен изнасилования, убийства и продолжительной наготы, что привело к запретам в таких странах, как Ирландия, Норвегия, Исландия и Западная Германия. Многие из этих стран позже сняли запрет, но фильм по-прежнему запрещен в Ирландии.

Кадр из фильма Я плюю на ваши могилы.
Кадр из фильма Я плюю на ваши могилы.

Влияния на международном уровне

Хотя ужасы - это только один из жанров фильмов, они оказывают большое влияние на международное сообщество. Фильмы ужасов, как правило, служат средством визуального и наиболее эффективного отображения различных эпох, волнующих публику по всему миру. Жанна Холл, теоретик кино, согласна с использованием фильмов ужасов для облегчения процесса понимания проблем за счет использования их оптических элементов. Использовать фильмы ужасов, чтобы помочь зрителям понять предшествующие международные исторические события. Например, для изображения ужасов войны во Вьетнаме, Холокоста и всемирной эпидемии СПИДа. Однако фильмы ужасов не всегда имеют положительный характер. Фактически, во многих случаях манипуляция ужасом представляет собой культурные определения, которые не являются точными, но тем не менее служат примером, с которым человек относится к этой конкретной культуре в своей жизни.

Друзья! На этот большая история жанра Ужасы подошла к концу.

Пишем вам Спасибо, что дочитали и не забывайте Подписываться и ставить Нравиться. Нам будет очень приятно.

#фильмы

#кино

#подборка фильмов

#ужасы

#интересные фильмы

#знаменитые фильмы

#популярное

#полезные факты

#фильмы ужасов