Найти в Дзене
Записки инженера.

Сменивший "Лаптежника"

Мощный грузовой автомобиль КрАЗ-260 считается самой удачной разработкой Кременчугского автозавода. Он был создан для замены устаревших КрАЗ-255 (народные прозвища: «лаптежник», «лапотник», «лапоть», «луноход»). Работа над новой машиной началась в конце 1960-х годов. Опытный образец с названием КрАЗ-260А был построен в 1970 году и уже обладал внешними признаками будущей серийной машины. На него установили дизельный мотор ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. и пятиметровую грузовую платформу. При общем весе машины в 21,5 тонну, ее грузоподъемность составляла 9 тонн – у КрАЗ-255 она была на полторы тонны меньше. Спустя два года был построен КрАЗ-260АМ – прототип бортового грузовика с увеличенной базой. Серийные автомобили начали производить в 1979 году. Они получили названия КрАЗ-260 – короткобазный вариант, и КрАЗ-260Г – длиннобазный.

Армейский грузовик КрАЗ-260 образца 1989 года с несущественно упрощённой облицовкой (реклама КрАЗа)
Армейский грузовик КрАЗ-260 образца 1989 года с несущественно упрощённой облицовкой (реклама КрАЗа)

Серийный КрАЗ-260 отличался от предыдущей модели не только увеличенной грузоподъемностью, но и улучшенными эксплуатационными качествами. Кроме того, он получил характерную внешность с массивным капотом, оперением с плоскими панелями облицовки радиатора и крыльев, встроенными в бампер фарами и вынесенными на передние панели крыльев «надфарниками». Главными конструктивными новинками стали, помимо более мощного силового агрегата, практически все основные узлы трансмиссии. Кабину сделали цельно-металлической, она имела прожектор на крыше, а также стала более комфортной – появились сиденья нового типа, отопитель, звукоизолирующие элементы и радиоприемник.

Бортовой грузовик КрАЗ-260 с тяжёлой 152-мм пушкой 2А36 «Гиацинт» на четырёхколёсном лафете
Бортовой грузовик КрАЗ-260 с тяжёлой 152-мм пушкой 2А36 «Гиацинт» на четырёхколёсном лафете

Седельный тягач КрАЗ-260В был разработан вместе с бортовым грузовиком и был, по большей части, с ним унифицирован. Основным отличием являлась укороченная рама с седельно-сцепным устройством. Тягач был способен буксировать полуприцепы полной массой до 27,5 тонн, а по грунтовой дороге – до 23 тонн.

Модернизированный войсковой гидравлический экскаватор ЭОВ-4422 с ковшом ёмкостью 0,8 кубометра
Модернизированный войсковой гидравлический экскаватор ЭОВ-4422 с ковшом ёмкостью 0,8 кубометра

Впервые на публике КрАЗ-260 был представлен в Москве на параде в честь 40-летия Победы в 1985 году, где буксировал тяжелую 152-мм пушку «Гиацинт». Еще в 1983 году он поступил на вооружение Народной армии ГДР, а затем в небольших количествах поставлялся и в другие страны Варшавского договора.

На шасси КрАЗ-260Г мощный двухмоторный буксирный катер БМК-460 из состава парка ППС-84 (фото А.Китаева)
На шасси КрАЗ-260Г мощный двухмоторный буксирный катер БМК-460 из состава парка ППС-84 (фото А.Китаева)

В дальнейшем КрАЗ-260 претерпел несколько несущественных модификаций: изменялись детали внешней облицовки, формы капота и крыльев, расположение световых приборов и вынесенные наружу воздушные фильтры. С 1989 года на нем «облегчили» крылья, избавившись от массивных плоских передних секций. В таком исполнении мелкими партиями и даже в единичных экземплярах 260-я модель строилась до конца 1990-х годов для удовлетворения, прежде всего, гражданских нужд Украины. В 2000 году ему на смену пришел новый более мощный армейский грузовик КрАЗ-6322.

#авто #автомобили #армия #армия россии