А вспомним-ка мы сегодня, что говорил об этой тщетной славе столь любимый нами Иоанн Крестьянкин.
Тщеславный сам того не замечая, в душе постоянно «трубит перед собой».
Что питает тщеславие? Человеческая похвала.
Помнится, пару лет назад я смотрела передачу о православном кино. В студии сидела монахиня, вся светилась, такие глаза чистые, добрые. Она была то ли режиссером фильма, то ли автором сценария, врать не буду. Я запомнила другое. Когда собравшиеся вдоволь искупали ее в своих панегириках, она сказала приблизительно так: «Ой, как мне страшно, ой в какую же гордыню я скатилась, все растеряла!».
А теперь к Крестьянкину возвращаемся и к его умным наблюдениям.
Ох, как же мы любим, когда нас хвалят люди!
Уж, если немного совестно бывает, что хвалят в глаза, то как хочется нашему тщеславию, чтобы нас хвалили.. заочно… и думали о нас хорошо.
На почве тщеславия вырастает еще одна страсть - лицемерие, то есть разыгрывать из себя благочестивого человека, не будучи таковым на самом деле.
Может, с какой корыстной целью делали добрые дела напоказ; такие дела не только не приносят никакой пользы, но и навлекают на себя гнев Божий.
«Горе вам, книжники и лицемеры, - вот, что говорит Господь о таких. Можно надеть на себя черную одежду , можно до седьмого пота класть поклоны. Можно раздать все свое имение , но если все это будет делаться напоказ, для людской похвалы или даже для самоуслаждения, ни малейшей пользы для души не будет.
Пусть небольшая жертва, но поданная во исполнение заповеди «просящему у тебя дай» и в тайне, пусть краткие молитвы, но только не напоказ, пусть одна слезинка покаяния, но только не напоказ,только для Бога видная, чем лицемерная благотворительность и прочие подвиги.
Об этом все слышали. Но есть еще один нюанс, который не берут в расчет. Крестьянкин говорит о раболепстве духу времени. Мы оправдываем себя фразой: «теперь все так делают». Поройтесь в своей совести! Не грешны ли и мы этим грехом?
Господи! Прости нас грешных.
☦️
Иоанн Лествичник сравнивал тщеславие с колючкой, которую куда ни поверни, она всегда иголками кверху.
Ну, вот, смотрите: например, храню пост – тщеславлюсь, скрываю пост от других – тщеславлюсь. Оденусь в красивую одежду – побеждаюсь любочестием, переоденусь в скромную – снова тщеславлюсь. Кстати, по поводу одежды.
У Тэффи хороший рассказ есть «Жизнь и воротник».
Барышням в обязательном порядке читать, чтобы ненароком в экзальтированном угаре вещизма не поломать свою жизнь.
Позволю себе кратно напомнить: Олечка Розова три года была честной женщиной честного человека. Эдакая тихушка с примесью серой мышки. Не в осуждение) для полного художественного восприятия)
И вот угораздило же ее зацепиться взглядом за воротник в витрине. Воротник накрахмаленный, с желтой ленточкой.
Как женщина честная, она сначала подумала: «Еще что выдумали!» Затем зашла и купила. И понеслось. Денег не хватало, а всего, чего требовал «жестокий» воротник, страсть как хотелось. Существо она была слабое и бесхарактерное. Крахмальная дрянь с желтой ленточкой сгубила несчастную мышку. Сначала она лишилась денег, затем потеряла мужа. И вот, как только супруг ее покинул,воротник потерялся в стирке. Кроткая Олечка снова превратилась в то, чем и была.
Для любителей живописи:Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)
Старухи и время, 1808 – 1810
Масло, холст, 181x125Музей изобразительного искусства, Лилль. Фото мое.
«Самое жестокое зеркало – мы сами. Кем бы ни был зритель, он увидит в зеркале собственнное тщеславие!» Из искусствоведческого обзора.
Термин vanitas (“тщеславие», «суета») обозначает также специфический жанр натюрмортов , распространённый в 12 в. Они были призваны продемонстрировать бренность и эфемерность благ этого мира. Это слово отсылает к изречению из библейской книги Экклезиаст : Vanitas vanitatum et omnia vanitas,” -суета сует, -все Суета!» (Eккл., 1:2)