Найти тему
WayLife

История одной поездки

История одной поездки

Ранний подъем растолкал палаточный лагерь одновременно с восходом солнца.  На часах 6.30 утра 28 сентября 2013 года.

Утро в тундре
Утро в тундре

По всей стране сейчас разгуливает бабье лето или золотая осень на подходе, а здесь, за полярным кругом, в тундре, уже пару недель заморозки, а со вчерашнего дня полноценная зима со всеми атрибутами - снегом, метелью и морозом градусов 10 со знаком минус. 

Тундра в сентябре
Тундра в сентябре

Мы небольшая геологическая экспедиция из 12-ти человек, занимающиеся бурением скважин для нужд нефте-газовой промышленности.

Ещё рабочего процесса кусочек
Ещё рабочего процесса кусочек

Живем в тоненьких, летних, четырех местных палаточках, снабженных печурками типа «буржуйка». Пока печка горит, в палатке нестерпимо жарко, только печка потухает, наступает такая же зима, как и за полиэтиленовым окошком, благо хоть без ветра, бушующего по просторам тундры круглосуточно шесть с половиной дней в неделю. 

Самая левая палатка моя
Самая левая палатка моя

Работы на завершающем этапе, и часть техники нужно выводить на «большую землю». 

          В это время, тундра представляет собой одно бескрайнее болото, покрытое 20-ти сантиметровым ковром мха, под которым полуметровый слой суглинистой жижы, а все, что глубже - лед и вечная мерзлота. Двухнедельные заморозки проморозили тундру сантиметров на десять, и это будет для нас несомненным бонусом в дальнейшем. Но и этот бонус кроет за собой опасность.

За день до первого дня. 

Я геолог, он же бригадир буровой команды. Передо мной стоит задача провести четыре автомобиля марки «ТРЭКОЛ»

Два "ТРЭКОЛА"  и два у меня за спиной
Два "ТРЭКОЛА" и два у меня за спиной

от лагеря к паромной переправе и доставить технику на базу в поселок Газ-Сале, Ямало-Ненецкого АО. В распоряжении у меня минимум информации - приложение Google-Earth,  немного спутникового интернета, топографическая карта района и навигатор «Garmin». При помощи спутниковых фотографий выбираю наименее топкие места и прокладываю маршрут по карте, одновременно, забивая угловые координаты в навигатор.  Получилось 250 километров пути по неизведанным опасным местам, по которым, в это время года не ездят даже ненцы на своих оленях.

Ненец
Ненец
И его олени
И его олени

День первый. 28.09.13

Плотно позавтракав, проверяем все узлы и агрегаты автомобилей, все крепления багажа и бочек с соляркой. Все ровно. Последний взмах рукой, крик «Пока-а!!!»,

- Покаа!
- Покаа!

и лагерь начинает уплывать к горизонту со скоростью пешехода.

Особенностью езды по болоту, называемому гордым именем Тундра, является тот факт, что по кочкам и лужам больше 10 км/ч не разгонишься, и то это в лучшем случае.  Переваливаясь с кочки на кочку, четыре «ТРЭКОЛа» за два часа доползли до первого препятствия в пятнадцати километрах от лагеря.

Овраги тундры
Овраги тундры

Овраги режут почти морскую гладь тундры, как ужасающие шрамы на гладкой коже. 

Гладкая кожа тундры
Гладкая кожа тундры

Первый, который нам попался, был средних размеров, в поперечнике - метров тридцать от края до края и метров десять в глубину.  В центре оврага протянулась канава ручья, шириной не больше метра, но  неприятной глубины в полметра.

Лебёдки наше фсё
Лебёдки наше фсё

Двухступенчатый склон, на вид, позволяет на себя взобраться нашим машинам с колесами размером по грудь взрослого человека. Первый «ТРЭКОЛ» перебирается через ручей на склон, в течение, целых, долгих, почти бесконечных 4-х минут. За его перемещением наблюдают, не моргая, пять пар глаз. Машина на том берегу оврага. Второй более уверенно и в два раза быстрее перебирается через ручей. Третий, немного погальмовав и опасно накренившись, всё же взбирается на склон. Четвертому все дороги ясны и форсирование ручья уже не представляет никакой сложности. Жуткий треск разносится над просторами тундры, и четвертый жопой скатывается обратно в ручей. С классической третьей попытки четвертый забирается на первую ступень склона оврага, а между колес волочится на половину оторванный из креплений карданный вал. Уставшая за шесть лет работы техника дает сбой.

Два с половиной часа драгоценного времени уходит на ремонт кардана. Шесть пар рук на промозглом ледяном ветру  раскручивали, носили, меняли поврежденный металл.

Когда всё было конечно, глоток чая из термоса и дальше в путь. До первой половины дня приключений не было.

К обеду добрались до реки, название которой дало название нефтяных месторождений - река Мессояха. Здесь нам предстоял брод, но об этом позже.

Берег реки "Мессояха"
Берег реки "Мессояха"

Обед пока еще был богат ассортиментом - вареная картошка в мундире (большой 10-ти литровый котел), кастрюля гречки, вареной на курином бульоне и сами вареные куры, точнее их ноги - одна сковородка. И наше спасение, горячий чай с сахаром, кипяченным в электрочайнике, подсоединенным к маленькой бензиновой станции.

Бампер? Неее, обеденный стол!
Бампер? Неее, обеденный стол!

Чтобы с уверенностью перебраться через семидесяти метровый спокойный поток, надо, для этой самой уверенности, промерить уровень воды. Накачиваем лодку, специально завезенную нам неделю назад попутным бортом вертолета.

Вертолёта в этой истории не будет, а вот лодка есть
Вертолёта в этой истории не будет, а вот лодка есть

Уровень воды мерился веслом, и составлял чуть более полутора метра воды. И вот лодка снова на нашем берегу, и можно выдвигаться.

Первый «ТРЭКОЛ» неуверенно спускается в реку, метр за метром, и колеса постепенно погружаются в водную гладь. Проехав, примерно, полпути до следующего берега, автомобиль неожиданно... поплыл.

Плавала каждая из машин
Плавала каждая из машин

Накачанных до пяти с половиной атмосфер шести колес «ТРЭКОЛа» достаточно, чтоб удержать на плаву трехтонный грузовик с еще полутонной груза.

Проплыв метров пятьдесят вниз по течению, колеса снова почувствовали твердь дна и выкарабкали автомобиль (по документам - трактор) на противоположный берег реки Мессояха. Таким образом, полу вплавь, остальные члены северного каравана переправились через реку. И маршрут был продолжен. 

До темна особых приключений не было, если не брать во внимание то, что почти в каждом не замерзшем болоте какая-нибудь из машин проваливалась и выбиралась после нескольких тщетных попыток. А через каждые три-четыре километра приходилось кого-нибудь вытаскивать при помощи лебедки, и обязательно в болотных сапогах растягивать трос.

И так каждую яму
И так каждую яму

На ужин то же самое, что и было на обед, к ассортименту добавилась банка тушенки.

За первый день пути, с семи часов утра до полдевятого вечера было пройдено шестьдесят километров в направлении цивилизации.

День второй. 29.09.13 

Пожалуй, надо поделиться особенностями ночевки.

Автомобиль «ТРЭКОЛ» оборудован вместительной двухместной кабиной и миниатюрным спальником, шириной в раскладушку, рассчитанным на одного человека. Нас шесть человек на четыре автомобиля. Водители ночевали в своих кроватях, а вот двое пассажиров, один из которых был я, придумывали  варианты. Дело в том, что хоть кабина и широкая, как в Газели, и даже панель-торпедо газелевская, сидушек тут только две, а между ними пространство с рычагами раздатки и ручного тормоза, а также местом под домкрат и всякую водительскую мелочь. Выходом послужила фанерка, постеленная, как мост, между сидушками. Кровать получилась не ахти, в виде выпуклого моста, но, по крайней мере, можно вытянуться в полный рост. Укрываться смысла не имело,  так как всю ночь тарахтел дизель, и коптила печка. Подъем был вместе с солнцем, а может и до него. Небо было затянуто плотным слоем облаков. Мороз стоял такой, что все тепло накопленное за ночь в «комфортабельной» кабине выбило в два счета, не дав даже спокойно умыться в ручье. Кстати, вечером в ручейке расколотили  прорубь, чтобы набрать воды, за ночь прорубь промерзла сантиметра на три. Что бы разбить лед, пришлось разбить кулак. От мороза спас закипевший чайник. Завтрак был прям министерский - на куске замерзшего хлеба зазвенел кусок замерзшей докторской колбасы из туалетной бумаги с примесью сои. Закидав полученную смесь в желудки, мы двинулись в путь.

Первые два часа пути наша, не побоюсь этого слова, дорога представляла собой твердую пузырьковую оберточную пленку. Трясло так, что почки вокруг позвоночника местами менялись.

С появлением солнца тундра начала оттаивать и вернулась вчерашняя проблема - марь. Болотистые участки ручьев пересекались с трудом и пробуксовками, но попадались и более обширные участки болот.

Засадив один из «ТРЭКОЛов» по самые «помидоры» на середине болота, было проведено короткое совещание. Два участника были уже на другой стороне стапятидесятиметрового участка смеси жижи, мха и травы. И при попытке, вернуться и вытянуть третьего, чуть было не утопили первого. Оставался четвертый, который так же плотно сидел в болоте недалеко от третьего «ТРЭКОЛа». 

        Растягивать лебедку приходилось уже по капитально взмешанной ледяной жиже, проваливаясь почти на всю глубину болотных сапог. За час мытарств по болоту удалось притянуть «ТРЭКОЛы» друг к другу на расстояние плевка. А ведь планировалось вытаскивать друг друга друг за друга. Идея с треском утонула в болоте. Следующие пол часа ушли на пеший поиск проезда назад одного из первых грузовиков. Проезд был найден, и, петляя змейкой, транспорт на больших колесах переполз к двум утопленникам и при помощи лебедки вытянул с начала одного потом второго страдальца. Потихоньку-потихоньку снова змейкой выползли из болота, в котором осталась куча сил нервов и времени.

Обед был шикарным, на шесть человек нашлось четыре пачки лапши «Доширак», зато еще была картошка и гречка, курей подъели еще вчера, зато стратегические запасы тушенки и хлеба пока еще радовали глаз.

После обеда, не прошло и часа,  как  обнаруживается новая поломка. У второго «ТРЭКОЛа», после форсирования очередного оврага,

Очередной овраг
Очередной овраг

отрывается полуось среднего левого колеса. Слава богу, водилы – ребята, подготовленные, и запчастей с собой набрали достаточное количество на «все случаи жизни». Тем не менее, полтора часа на продуваемом всеми ветрами бугре остались за ремонтом ходовой «ТРЭКОЛа». 

Продаваемый бугор
Продаваемый бугор

Ближе к вечеру мы добрались до освоенного месторождения нефти. Разбросанные между собой нефтяные скважины, называющиеся «КУСТы», соединены между собой насыпной дорогой. Как оказалось, дорога попутного направления, и следующие пятнадцать километров песчаной дороги в выбоинах и ухабах были просто сказкой по сравнению с тем, что уже прошли.

Ночевали за пределами освоенной территории, что бы не попадаться на глаза охране нефтедобывающего комплекса. Если бы нам повстречались люди, то к проблемам физическим добавились еще и гемморои моральные. Ни пропусков, ни каких - либо сопроводительных документов в запрещенное для проезда по тундре время года у нас не было.

Если вернуться назад, к началу этого повествования, то стоит заметить два момента. 

Зимой по тундре проходит зимник - накатанная по снегу дорога. Это единственное время года, когда по тундре официально разрешено ездить на транспорте, в остальное время года, как бы, запрета нет, но и не приветствуется совсем ни разу. Ведь в дороге может случиться что угодно. Сколько транспорта, вот так, просто, оставлено на просторах вечной мерзлоты и болот из-за того, что дальше двигаться просто не возможно.

Брошенный посреди тундры прицеп, дальше он никуда не уедет, никогда
Брошенный посреди тундры прицеп, дальше он никуда не уедет, никогда

Спасательные операции силами МЧС с вертолетами и вездеходами обходятся слишком дорого, даже для богатых нефтяных организаций.

Второй момент был в том, что еще в первый день, во время выдергивания из болота одного из «ТРЭКОЛов» был раздавлен навигатор,  тот самый, в котором был нанесен маршрут. Так что всю дорогу мы двигались почти в слепую, имея перед собой только карту, и направление того самого зимника оставшееся в виде бесконечно длинного болотного ручья из следов грузовиков.

Маленьким бонусом оставался второй навигатор, в котором совершенно случайно были занесены координаты поселка Тазовский, что рядом с Газ-Сале в который мы и двигались. По крайней мере, направление оставалось и в тот момент, когда при объезде очередного болота или озера мы теряли из виду нить зимника и курс оставался прежним.

День третий. 30.09.13 

Болот, конечно, немного поубавилось, но, тем не менее, зачастую приходилось разворачиваться, чтобы в очередной раз выдернуть кого-нибудь засидевшегося в болотной жиже.

Состояние маятника, шатающегося по кабине «ТРЭКОЛа», уже становится привычным,  а апатия или равнодушие к окружающим просторам  кажутся нормальным состоянием.

При переправе через очередной, на этот раз большой ста метровый овраг,

Тундра она такая
Тундра она такая

раздается уже знакомый треск. Лопается крестовина карданного вала и небольшая, но очень важная железка отлетает в ручей, окапавшись в толстом слое ила на дне.

А под колёсами ил
А под колёсами ил

Из строя вышел уже знакомый по проблемам с карданом четвертый «ТРЭКОЛ». 

Если железо не выдерживает таких нагрузок, то что происходит с людьми, даже не поддается описанию.

Ручей облазили, обломки нашли, раскрутили, закрутили, поехали дальше. Только на берегу безымянного оврага остались лежать несколько кусков железа, гаек и болтов и еще полтора часа времени.

Еще один овраг, но уже после обеда, принес очередное злоключение. Лопается рама на третьем «ТРЭКОЛе»

Неприятное зрелище, особенно когда вокруг тундра
Неприятное зрелище, особенно когда вокруг тундра

, и если б не познания в тонкостях сварки водителя четвертого, то неизвестно чем бы все закончилось. Еще два с половиной часа времени потрачено на ремонт. Зла не хватает уже у каждого члена экспедиции.

Рацион заметно оскудел. Гречку съели еще вчера, картошку подъедаем по штуке на человека,  спасает тушенка и лук. Где-то проскакивали пряники, но на такую ораву надолго их не хватило. Пока еще не закончился сахар и конфеты. Да-да карамельки! В условиях отсутствия полноценного питания карамельки, самые дешевые с отвратительным наполнителем, здесь считаются за пищу богов.

Как там, в сказках – «Долго-ли, коротко-ли…», но около пяти часов вечера третьего дня пути мы взобрались на бугор и узрели то к чему стремились. Мы выбрались на берег большущщей судоходной реки Таз. По прямой, до конечной точки нашего маршрута, двадцать четыре километра. Остался один звонок в транспортную копанию и за нами отправят баржу.

- «Дзынь. Але!», - слово за слово, баржа утром выйдет, вечером прибудет, погрузимся и вперед. Вариант нормальный.

Становимся на ночевку. Доедаем картофан с тушенкой и хлебом. Вечер проходит в ленивых беседах за книгой и сном.

День четвертый. 01.10.13

Надо рассказать о том, что берег на который мы выехали вчера вполне жилой. Его заселяют местные этнические группы, эскимосы или как они тут правильно называются, не знаю.

Фигвам называется (с) Кот Матроскин
Фигвам называется (с) Кот Матроскин

Ненцы наверно. Это ненцы-рыболовы. В отличие от ненцев-оленеводов, живущих в чумах из оленьих шкур, эти живут капитально. У них дома из дерева, сараи и вагончики, оставленные, судя по всему, геологами еще в советское время. На берегу на специальных каркасах растянуты самодельные сети и расставлены санки с разложенными и приготовленными на продажу шкурами.

Готовь сани летом, а катайся зимой
Готовь сани летом, а катайся зимой

Как только, встанет лед на реке, ненцы двинут на большую землю, торговать мясом, шкурами, рыбой и икрой.

А пока каждый день в лагере эскимосов пусто. Они на промысле. На обычных советских лодках-казанках они на несколько дней выходят на воду к своим сетям и рыбачат там, ночуя прямо в лодках.

По берегу каждые пару километров находятся такие мини-поселения, состоящие из пары домиков, сарайчиков. Что мне показалось интересным, так это то, что наряду с благами цивилизации в каждом лагере ненцев-рыболовов обязательно стоит чум. Или два.

За пару досок и немного солярки у ненцев удалось разжиться малосольной рыбой.

Проснувшись утром, мы обнаружили за стеклами самую настоящую метель, со снегом и шквалистым ветром. Такая погода везде называется нелетная, а здесь еще и к вертолетам добавился морской транспорт. По такой погоде баржи не будет как минимум еще сутки. Из еды осталось несколько банок тушенки, хлеб и рыба, которую выменяли у ненцев. Бензина в электростанции хватило, чтоб позавтракать с кипятком.

С сегодняшнего дня мы перешли на одноразовое питание - обед. Если так дальше пойдет, то перейдем на трех разовое - понедельник-среда-пятница.

Буквально на днях закроется навигация, так как по реке пошла шуга (мелкие осколки льда, сбивающиеся в кучи, которые превращаются в настоящие айсберги, дрейфующие по течению реки). Сегодня, первого октября целый день занимаюсь тем, что пишу эту историю, набивая текст виртуальными клавишами своего смартфона. Скоро сядет батарейка, и развлекаться станет нечем. 

Засим, откланиваюсь, зовут, есть рыбу, как раз время обеда подоспело, на часах 16.12.

З.Ы.

На пятый день, утром, часов в 9 на горизонте реки появилась баржа, груженная двумя бензовозами Урал. Баржу толкал маленький катерок, со странным названием «Хибины».

Появление баржи вызвало ликование в нашей группе,  но не тут-то было! Баржа проползла мимо нас и, с едва слышным шорохом, уселась на мель. 

Еще сутки мы наблюдали, как «Хибины» ворочает двухсоттонную баржу по дну реки Таз, и только к середине шестого дня, 03.10.13, все четыре «ТРЭКОЛа» вскарабкались на борт речного судна. 

Погрузка
Погрузка

На преодоление расстояния в 24 километра барже  потребовалось еще восемь часов времени нашего пути. 

Уже глубоко затемно мы оказались в номерах гостиницы «Возрождение», но и на этом дорога не закончилась.

День девятый. 06.10.13

Через несколько минут начнется посадка на самолет в Москву из аэропорта    г. Новый Уренгой и скоро стальная птица унесет меня на «большую землю».

     Чтобы попасть сюда пришлось прожить еще несколько дней в дорожных условиях. 

Выяснив что ближайший билет только шестого числа, мы зависли в гостинице в Газ-Сале на пару дней.  Номер состоял из двух советских кроватей, стола и шкафа, туалет общий в коридоре, а чтобы позвонить приходилось выходить к концу коридора и следить за тем, чтобы телефон находился напротив окна.

Утром пятого дня на служебной машине «Соболь» двинулись в путь длиной триста пятьдесят километров. Проехав более половины пути, мы уперлись в новое препятствие. Обогнув двухкилометровую очередь из грузовиков от маленьких Газелей до здоровенных Траллов с бульдозерами мы подъехали к реке.

Речка... в теплое время года пересекается через понтонный мост. Зимой транспорт движется по льду, а вот в межсезонье транспортный поток просто останавливается. Мост разбирается в считанные минуты, правда изредка курсирует через реку транспортный паром. Мы приехали как раз к началу межсезонья. Мост разобрали за день до нашего приезда, а паром, возможно, не запустят до весны.

Кроме нас троих, в «Соболе» на большую землю ехали четыреста килограммов проб грунта, которые я же с усердием и отбирал, будучи на участке работ. 

Переправа нас и проб могла окончиться полным провалом, если б на глаза не попался маленький катерок, скромно тарахтевший в сторонке. Слово за слово, удар по рукам и мы уже грузим себя, свои пожитки и злосчастные пробы на новое транспортное средство.  Все эти действия происходили под проливным дождем, с ветром и температурой близкой к нулю. Насквозь мокрые, промерзшие по самый костный мозг, нам пришлось еще и пробы по берегу таскать до фуры ждавшей нас на парковке в  полукилометре от причала. 

Оттоптав, еще по паре километров с мешками проб и без них, мы из последних сил погрузились в такси и полетели в Новый Уренгой. Сидя в теплом, комфортном салоне самолета и поглядывая в иллюминатор, воспоминания о прошедших днях действительно тяжелого пути кажутся чем-то прошедшим, будто не со мной. Осталось малость, всего какие-то четыре часа полета и мы на «большой земле».

06.10.13