22,4K подписчиков

О забытом классике корейского кино: фильмы Ли Ман-хи

503 прочитали

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью. Но стоит отметить, что и у Крамера, и у Мулле, и у Оссанга есть узкий, но преданный круг почитателей, как в России, так и за рубежом.

Сегодня впервые пойдет речь о режиссере, который совершенно несправедливо лишен фанбазы. Серьезно, Ли Ман-хи несмотря на статус классика южнокорейского кино практически никому не известен на Западе. Фамилия известна, а вот его фильмы, такое ощущение, что никто не смотрел.

Ли Ман-хи - это на 100% мейнстримный корейский режиссер, снимавший в 60-е и 70-е массовое кино, но несущее на себе яркий авторский отпечаток. Режиссерский стиль Ли сочетает в себе лучшее из французской и японской новой волн. Новатором постановщик не был, но умел заимствовать и использовать лучшее у других, чтобы снимать отличное и просто хорошее кино.

Режиссерская карьера Ли Ман-хи началась в 61-м и оборвалась со смертью режиссера в 1975-м. Остается открытым вопрос: сколько именно фильмов снял режиссер? Так, на "Кинопоиске" его фильмография насчитывает 34 фильма; Letterboxd заявляет о 20 лентах; в то время как англоязычная википедия предлагает цифру в 51 фильм, а ICM - 52. Неполнота фильмографий азиатских актеров и режиссеров - общая проблема всех баз данных западного мира. С гонконгским кино еще повезло, спасибо сайту HKcinema, а вот с информацией о японском и особенно старом корейского кино, что на русском, что на английском откровенная беда.

Как и полагается настоящему классику азиатского кино, далеко не все фильмы Ли Ман-хи дошли до наших дней. Так, один из его фильмов, включенный в список самых важных фильмов Южной Кореи, считается утерянным. С другой стороны, сделать разбор фильмографии режиссера достаточно просто. На текущее время в сети можно найти 13 фильмов режиссера. О них и пойдет речь ниже.

О 13 фильмах Ли Ман-хи

Морпехи, которые не вернулись (Toraoji annun haebyong), 1963

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.

Первый из доступных фильмов Ли Ман-хи представляет собой типичный пропагандистский военный экшн, посвященный боям южнокорейских подразделений с китайской добровольческой армией во время корейской войны. Снято неплохо, но по сути представляет собой "официальный взгляд" Южной Кореи своего времени на те события.

Черные волосы (Geomeun meori), 1964

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-2

Скромный жанровый шедевр. Жесткий, стильный, визуально сочный неонуар, заимствующий немало из нуара голливудского, но идущий гораздо дальше. Пересказывать сюжет не буду, но если попытаться сформулировать основную идею фильма, то можно сказать, что "Черные волосы" - кино о конфликте между законами криминального мира и реальностью за их пределами.

Лестница дьявола (Maui gyedan), 1964

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-3

Еще один скромный жанровый шедевр. "Лестница дьявола" - психологический триллер, который до самого финала держит интригу: имеют ли события мистическое или рациональное объяснения. По сюжету, главврач больницы, чтобы избежать скандала и сохранить свое положение в обществе, убивает любовницу-медсестру. После этого его начинают преследовать призраки. Вообще "Лестница дьявола" - самое близкое к "Дьяволицам" Клузо, что приходилось видеть, хоть в европейском, хоть в азиатском кино.

Мельница (Mullebanga), 1966

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-4

Историческая мистическая мелодрама, сюжет которой вращается вокруг вынесенной в название мельницы. Кино балансирует на грани мелодрамы/триллера европейского образца и корейского фольклора. Стоит признать, что перенесение западного жанрового кино на корейскую почву получалось у режиссера значительно лучше, чем съемки именно корейского кино. Хотя есть очень большая вероятность, что это вопрос личного восприятия, а также той выборки фильмов, с которыми можно сегодня ознакомиться.

Легенда о деревне Салигол (Saligolui shinhwa), 1967

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-5

Ли Ман-хи возвращается к теме корейской войны, но снимает на этот раз более камерную историю. Согласно сюжету, группа южнокорейских солдат оказывается на чужой территории и, чтобы выжить, выдает себя за жителей деревни Салигол. Местные им в этом помогают, пока с фронта не возвращается северокорейский солдат - уроженец этой деревни. Как всегда у Ли Ман-хи фильм может похвастаться отличной операторской работой.

Домохозяйка (Gwiro), 1967

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-6

Опыт режиссера в жанре психологической мелодрамы. Любовный треугольник + травмы корейской войны. Один из самых визуально впечатляющих фильмов режиссера, вполне достойный места рядом с фильмами Антониони и Есиды. Можно посмотреть на Youtube.

Начальная точка (Wonjeom), 1967

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-7

Еще один фильм режиссера, который следует искать на Youtube. "Начальная точка" - это прямолинейный экшн-триллер, вдохновленный работами Хичкока и неонуарами 60-х. Собственно боевых сцен немного, но финальная дуэль в горах - очень хороший уровень для 67-го года. Ничуть не хуже, чем ставили экшн в то же время в Европе или Японии.

Выходной (Hyuil), 1968

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-8

Есть определенная ирония в том, что самый известный и признанный критиками фильм постановщика в свое время был запрещен и пролежал на полке до начала 2000-х. Если честно, именно "Выходной" стал главной причиной, по которой я решил ознакомиться с остальными фильмами Ли Ман-хи. Решение оказалось верным, хотя принцип работает далеко не всегда. "Выходной" - это очевидно вдохновленная французской новой волной лента об одном дне из жизни молодого корейца, который пытается найти денег на аборт своей подруге. Фильм не то чтобы радостный, но напоминает сжатую пружину, которая к финалу стремительно разжимается.

Ассассин (Amsalja), 1969

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-9

Прямолинейное и развлекательное кино, что совершенно не означает, что фильм плохой. Это короткий и бодрый шпионский триллер об отношениях Севера и Юга. Ассассин должен ликвидировать северокорейского шпиона, который решил поменять стороны в большой игре.

Разорвать цепь (Shwisaseuleul geunheola), 1971

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-10

Вдохновленный легендарным спагетти-вестерном Леоне симпатичный истерн, действие которого в происходит в Маньчжурии 30-х. По ходу сюжета три бандита ищут ценную статуэтку Будды, которая одновременно содержит ключ, с помощью которого можно расшифровать список участников корейского сопротивления японской оккупации. Ничего особенного, но бодро.

Дикие цветы на поле битвы (Deulgughwaneun pietneunde), 1974

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-11

Самый слабый из виденных фильмов Ли Ман-Хи. Это снова военная драма, посвященная основополагающему военному конфликту в истории Кореи. Но в этот раз фильм получился слишком пропагандистским. Не удивлюсь, что именно такую цель поставили перед режиссером.

Ловушка для троих (Samgagui hangjeong), 1975

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-12

В 1975-м в возрасте 43-х лет Ли Ман-хи умирает, оставив после себя более 50 фильмов. Причем последние два фильма режиссера совсем не разочаровывают. Так, "Ловушка для троих" - это не выдающийся, но крепкий психологический триллер в духе Хичкока и Клемана.

Дорога к Сампо (Sampoganeun kil), 1975

На канале "Справочник кинопижона" появлялись тексты о нишевых режиссерах, не пользующихся широкой известностью.-13

Финальный фильм, вышедший на экраны уже после смерти режиссера. Единственный его фильм из доступных, который хоть как-то можно отнести к арт-кино. Это неспешное и достаточное красивое роуд-муви о трех случайных попутчиках (освободившийся зэк, разнорабочий и беглянка с темным прошлым), которым остро понадобилось добраться к Сампо в условиях отсутствия каких либо финансов. Много красивых пейзажей и бытовой философии.