30,6K подписчиков

Как обслуживали первые трамваи Петербурга: дореволюционные подстанции с интересной историей и прекрасной архитектурой

266 прочитали

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна). Но что интересно - изначально трамвай в Петербурге развивался очень медленно, да и в целом появился он очень поздно - лишь в 1907 году, став лишь 27 трамваем в Российской империи!

Причиной тому было "конное лобби": с 19 века главным транспортом Петербурга была конка - трамвай на конной тяге. К концу века этот вид общественного транспорта безнадежно устарел, однако владельцы конки пытались всячески препятствовать появлению в городе трамвая. И по договору, заключенному с городом, они имели на это право, ведь согласно нему, все улицы города были отданы под конку!

В связи с этим в городе возникали любопытные прецеденты: так, в 1890х годах в Петербурге был пущен первый электрический трамвай, однако эта линия была не постоянной, так как пути этого трамвая были проложены по льду - прямо на Неве! Владельцы конки были не согласны с такой хитростью и подали на владельцев ледового трамвая иск, однако суд встал на сторону трамвая - договор гласил, что под конку отданы в аренду улицы города, но про реки в договоре не было ни слова!

В конце концов, прогресс пересилил бюрократию, и в 1904 году Городская дума инициировала строительство первой в городе трамвайной линии. Конкурс на строительство линии выиграла американская компания "Вестингауз" (в дальнейшем эта компания перепрофилировалась - в 1950-1970х она заведовала первыми в США атомными электростанциями). Ну а автором проекта первой трамвайной линии стал выдающийся инженер-энергетик Графтио.

На фото - экспозиция Петербургского музея электрического транспорта. Синий вагон - конка, красный - первый электрический трамвай, курсировавший по улицам Северной столицы
На фото - экспозиция Петербургского музея электрического транспорта. Синий вагон - конка, красный - первый электрический трамвай, курсировавший по улицам Северной столицы

Первая очередь трамвайной линии включала в себя одну электростанцию, пять подстанций, разбросанных по городу, а также три трамвайных депо. Проектированием всех зданий занималась одна группа архитекторов, состоявшая из гражданских инженеров Горенберга, Тейхмана и Радзивановского, во главе которых стоял выдающийся зодчий Алексей Зазерский.

С первого взгляда система работы дореволюционного трамвая кажется запутанной: не все понимают, что такое "тяговая электрическая подстанция" и для чего она нужна. Но если начать разбирать этот вопрос, то становится ясно, что ничего сложного в данной системе нет. Попробую объяснить простым языком. Тяговая подстанция - это своеобразная промежуточная точка сети, в которую поступает ток и в которой он преобразовывается, распределяя энергию по относящейся к подстанции сети. Для обеспечения крупной трамвайной сети нужно было построить либо несколько небольших электростанций по всему городу, либо одну большую электростанцию и несколько подстанций. В Петербурге пошли по второму пути.

Схема маршрутов первой очереди Петербургского трамвая
Схема маршрутов первой очереди Петербургского трамвая

И сегодня я хочу рассказать вам о зданиях, обеспечивавших функционирование первой трамвайной сети Петербурга: о той самой электростанции и о её пяти подстанциях. Благо в те времена архитекторы уделяли внимание промышленным зданиям - именно поэтому герои моего сегодняшнего рассказа являются не только памятниками истории, но и памятниками архитектуры!

Центральная электрическая станция городского трамвая

Адрес: Атаманская улица, д. 3

Главное здание всей цепи обслуживания трамвая было возведено на Атаманской улице - в относительно захолустном месте, окруженном Обводным каналом и ж/д путями. Однако расположение не повлияло на архитектуру здания - Зазерский наделил электростанцию неповторимым обликом!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-3

Ее главной доминантой является угловая башня с небольшим тонким шпилем. Изначально башня выглядела еще интереснее: вертикальные окна на стенах башни были расположены "лесенкой", однако при последующих реконструкциях (уже в советское время) здание лишилось этой модерновой особенности.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-4

Основной массив здания тянется вдоль Атаманской улицы - в этом горизонтальном корпусе с крупными панорамными окнами располагается машинный зал электростанции, один этаж которого равен трём этажам административно-бытовой части дома.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-5

Примечательна и входная группа центральной электростанции: её внешний облик передаёт импульсивность стиля модерн - словно крыльцо здания наполнено энергией, которая вырабатывается в машинном цехе электростанции!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-6

Исключительно на трамвайную сеть электростанция на Атаманской улице проработала не так долго - уже в 1920-х годах её начали модернизировать. В 1929 году она стала одной из первых электростанций, принявшей участие в теплофикации Ленинграда. Важную роль электростанция на Атаманской сыграла в годы Великой Отечественной войны: во время блокады она обеспечивала теплом и энергией близлежащие кварталы (в том числе - Боткинскую больницу).

Удивительно, но свою основную функцию здание выполняет по сей день: в цехах этой красивой и изящной постройки Зазерского вырабатывается электроэнергия, питающая жилые дома в районе Тележной улицы и Московского вокзала! Жаль только, что за состоянием памятника архитектуры следят не слишком усердно - многие исторические детали электростанции утрачены, да и в целом ей явно требуется реставрация.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-7

Не могу также не отметить одну удивительную постройку, которая тоже относится к центральной электростанции городского трамвая - я говорю о небольшой насосной станции, находящейся примерно в 250 метрах от здания станции, на берегу реки Монастырки. Насосная была нужна для того, чтобы подавать воду на электростанцию - поэтому её и построили прямо на берегу реки. Интересен перепад высот здания: к улице обращён низкий одноэтажный объём, тогда как на воду "смотрит" крупное двухэтажная постройка, объём которой словно вырастает из пологого берега!

Интересно, что даже это скромное и утилитарное здание Зазерский решил сделать красивым, а главное - стилистически единым с электростанцией!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-8

Электрическая подстанция № 1 "Василеостровская"

Адрес: 23-я линия В.О., 10-12

Теперь разберёмся с подстанциями. Как я уже сказал ранее, всего в городе было пять подстанций, каждая из которых питала трамвайные пути в отдельных районах города. Подстанцией №1 числилось здание, расположенное на 23-ей линии Васильевского острова. Очевидно, что именно эта подстанция питала трамваи, курсирующие по Васильевскому острову.

А Васильевский остров был важной частью трамвайной линии Петербурга: на Малом проспекте находился один из трёх трамвайных парков города (он функционирует по сей день), пути от которого шли в сторону Большого проспекта, откуда они расходились по двум направлениям - в центр (через Благовещенский и Тучков мосты) и в сторону Наличной улицы.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-9

При этом само здание в сравнении с другими подстанциями выглядит скромно: в правой его части находятся технические помещения, которые можно определить по фасадам благодаря трём панорамным окнам, в левой части жилые помещения для работников подстанции и кабинеты (офисные помещения). И в отличии от других подстанций, жилые помещения Василеостровской подстанции состоят всего лишь из двух этажей.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-10

Благодаря малой этажности здания, архитектор Зазерский смог сбалансировать обе части подстанции - техническая часть постройки не выделяется на фоне жилой, и наоборот. Идеальная композиция!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-11

К сожалению, в наши дни здание находится в плачевном состоянии. Да что уж тут говорить - у этой подстанции даже заделали одно из панорамных окон (визитная карточка всех трамвайных подстанций первой очереди), превратив его в глухую стену. Это, само собой, нарушило композиционный строй памятника архитектуры - очень надеюсь, что в будущем здание отреставрируют, вернув ему первоначальный облик!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-12

Электрическая подстанция № 2 "Петербургская"

Адрес: Набережная реки Карповки, 15, улица Литераторов, 14

Электрическая подстанция №2 находится на Петроградской стороне - на берегу реки Карповки. Историческое название подстанции - "Петербургская" (так ранее называлась и вся Петроградская сторона - до первого переименования города).

В зоне обслуживания этой подстанции были Большой проспект П.С. и Каменноостровский проспект - и по тому, и по другому уже давно не ходят трамваи, тогда как изначально они играли роль главных трамвайных магистралей района!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-13

Само здание "Петербургской" подстанции выглядит куда интереснее, чем здание "Василеостровской": тут вам и декор плиткой-кабанчиком, и удачное выделение смысловых акцентов штукатуркой, и изящные округлые завершения карнизов - в общем, полноценный памятник архитектурного стиля модерн!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-14

Ориентировано здание на северо-запад - в сторону излома реки Карповки: именно здесь архитектор поместил главный вход в здание. А вот на улицу Литераторов обращены технические помещения - здесь они как бы спрятаны от глаз прохожих, тогда как у остальных подстанций они нарочито выставляются на всеобщее обозрение (а порой даже играют роль главного художественного акцента).

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-15

Обращу ваше внимание на то, что по соседству с подстанцией расположен крупный жилой дом второго Петербургского товарищества по устройству постоянных квартир, построенный всё тем же Зазерским, но немного позднее - уже в середине 1910-х годов.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-16

Таким образом, Алексей Зазерский сформировал полноценный ансамбль, выдержанный в стилистике модерна и состоящий из двух, казалось бы, противоположных зданий - утилитарной подстанции и прогрессивного жилого дома, являвшегося одним из первых кооперативов в Северной столице!

Электрическая подстанция № 3 "Рождественская"

Адрес: Дегтярный переулок, 5

Ближе всех к центральной электростанции находилась "Рождественская" подстанция, питавшая трамваи в Песках и в районе Рождественских улиц (собственно, отсюда и её название).

Сразу замечу, что подстанция в Дегтярном переулке - самая "свежеотреставрированная" из всех подстанций: ремонт "Рождественской" завершился в декабре 2022 года. Именно поэтому данная подстанция выглядит так, как её задумывал архитектор Зазерский! А ещё из-за ремонта этой подстанции я пару раз переносил данную статью - идея создать публикацию на тему первой трамвайной сети города зародилась у меня ещё в 2021 году, однако сфотографировать все подстанции я смог гораздо позднее.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-17

Но вернёмся к Рождественской подстанции. По своей общей конфигурации она не сильно отличается от своих "собратьев" - все подстанции построены по схожим проектам, но при этом каждое здание всё равно остаётся уникальным: Зазерский не штамповал одинаковые постройки, он наделял каждую свою работу чем то уникальным.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-18

Вот и у Рождественской имеются отличия от других подстанций: так, правая часть здания выделяется на фасаде за счёт сплошной штукатурки и разноформенных оконных проёмов, отличающихся от остальных окон на фасаде.

И хотя те или иные архитектурные элементы используются Зазерским по несколько раз в разных подстанциях (к примеру, фигурный карниз характерной формы встречается и у Петербургской, и у Рождественской), их группировка ни разу не дублируется. Другими словами, Зазерский использует одни и те же приёмы, но в разных сочетаниях - и благодаря этому все подстанции выглядят по разному!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-19

Есть у Рождественской подстанции и полностью уникальный элемент: узкий боковой ризалит на левом краю фасада с узкими вертикальными окнами-бойницами - необычный и очень интересный приём!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-20

А вот что Зазерский оставлял неизменным от проекта к проекту, так это машинные залы: почти во всех подстанциях они оформлены одинаково (есть исключение, но о нём ближе к концу статьи) - в виде трёх окон, задающих чёткий ритм всему фасаду.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-21

Стоит отметить, что ещё пару лет назад Рождественская подстанция выглядела крайне удручающе - и такой вид здания сохранялся долгие годы. В доказательство этому есть даже сцена из фильма "Собачье сердце" - Рождественская подстанция появляется буквально в самом начале кинокартины, и её плачевным состоянием режиссёр передаёт настроение Москвы 1920-х годов!

Слава богу, что в итоге подстанция была отремонтирована - реставрацией памятника архитектуры занимался её владелец - Горэлектротранс. Да, здание до сих пор используется по первоначальному назначению, но с одним "но": в наши дни подстанция на Дегтярной питает энергией не трамвай, а троллейбус!

Электрическая подстанция №4 "Новопетергофская"

Адрес: 11-я Красноармейская, 28

Ещё одна электростанция, технические помещения которой спрятаны от прохожих (как и у "Петербургской") - но на этот раз аж вглубь двора, чтобы точно никто не заметил машинного зала!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-22

Но зато на 11-ю Красноармейскую улицу обращён лицевой фасад - между прочим, самый масштабный из всех подстанций первой очереди! По всей видимости, в этой подстанции решили сделать побольше жилых и административных помещений для сотрудников, обслуживавших первую трамвайную сеть Петербурга!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-23

Благодаря этому Новопетергофская подстанция смотрится скорее как жилое здание, нежели как электроподстанция. Вероятно, в этом и заключалась задумка её авторов.

Главный акцент на основном фасаде - входная группа, выделенная небольшим и слабо выступающим ризалитом, играющим здесь исключительно декоративную роль. Похожий приём мы видели в "Петербургской" подстанции, однако там вход в здание оформлен более роскошно.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-24

Кстати, в названиях подстанций сохраняется память об утраченных топонимах Петербурга. Новопетергофская подстанция была названа в честь одноименного проспекта, переименованного в 1912 году в Лермонтовский проспект. То же актуально и для Рождественской, и для Петербургской подстанций.

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-25

Электрическая подстанция № 5 "Подьяческая"

Адрес: Большая Подьяческая улица, 27, набережная канала Грибоедова, 114

Ну а самая красивая, на мой взгляд, подстанция находится на Большой Подьяческой улице - и называется она соответствующе. А основой её красоты служит панорамное окно машинного зала, разительно отличающееся от всех остальных построек той серии: если другие подстанции имели три крупных окна, составлявших горизонтальный ряд, то Подьяческая подстанция украшена гигантским окном, занимающим почти всю плоскость стены технических помещений!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-26

И это при том, что машинный зал в данной постройке больше по размерам, чем жилые помещения - в предыдущих работах Зазерского и Горенберга мы видели малый объём технических помещений и более крупный (зачастую трёхэтажный) объём жилого корпуса. В случае же с Подьяческой подстанцией всё наоборот - технический зал и его прекрасное окно с элегантной модерновой расстекловкой и милым глазу фигурным карнизиком занимает 2/3 всего здания!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-27

Ну а жилые помещения представлены здесь маленьким двухэтажным корпусом, составленным из трёх оконных проёмов (плюс окно, освещающее коридор и лестничный проём).

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-28

Интересно, что самая центральная (с точки зрения географии) подстанция больше остальных выделяется своим машинным залом - это напоминает нам о том, что в начале 20 века архитекторы не стеснялись технических аспектов своих построек и не скрывали технические помещения за ширмой фальшивых фасадов - напротив, всё техническое выставлялось напоказ, но не в грубой форме (как это было в позднесоветское время), а в виде изящно оформленных фасадов - без лишних украшений, но всё равно очень красивых. Вот за это мы и любим модерн!

Санкт-Петербург славится своим трамваем: по длине трамвайной сети Северная столица занимает первое место в России и третье в мире (после немецкого Карлсруэ и австралийского Мельбурна).-29

И на этом я завершаю свой рассказ о первых трамвайных подстанциях Петербурга. Сегодня я постарался рассказать вам о зданиях, с которых начиналось существование и развитие петербургского трамвая, ставшего в дальнейшем одним из самых известных трамваев во всём мире!

И конечно приятно осознавать, что в дореволюционном Петербурге с таким вниманием подходили к любым постройкам в центре города. Власти были готовы к тому, что современному городу необходимы новые здания - город должен был развиваться, а без технических сооружений это было бы просто невозможно. Однако все заводы, электростанции, подстанции - все они создавались в красивых формах, и поэтому на них приятно смотреть по сей день. Как прекрасно, когда здание полезно для города, и при этом им приятно любоваться!

Спасибо за ваше внимание - ставьте лайки, подписывайтесь на канал в дзене, а также на мой канал в телеграмме. Ссылку оставлю ниже.

До новых встреч!