Устойчивость - актуальная тема в настоящее время, особенно в свете растущего числа людей, страдающих от депрессии и переживающих большие трудности. Слово "жизнестойкость" происходит от латинского слова XVII века, означающего "прыжок назад". Оно отражает суть того, что значит быть жизнестойким: это способность "прыгать назад" или восстанавливаться после испытаний и невзгод.
Когда я думаю о жизнестойкости, я часто вспоминаю опыт, полученный во время работы в полевых условиях в качестве аспиранта в Центральных Андах. Восхождение на горы в Перу помогло мне укрепить свои основные физические, умственные и эмоциональные силы. Примечательно, что до жизни в Перу я пережила значительные проблемы и трудности, включая развод родителей, а затем смерть матери, и не смогла "отскочить назад". После каждого такого удара я становился менее открытым для жизни. К подростковому возрасту я стал полноценным бородавочником, который цеплялся за безопасность рутины, часто отказывался пробовать что-то новое и боялся радоваться жизни. В то же время я стремилась добиться успеха во всем, что делала, в основном потому, что чувствовала себя невидимкой и очень хотела, чтобы меня заметили и приняли.
Поэтому я решила поделиться личной историей о том, как восхождение на горы в Андах научило меня подниматься, когда я упала, как буквально, так и метафорически.
Спуск и остановка
Мы с моей полевой группой отправились в путь прекрасным голубым зимним утром. Воздух был хрустящим и туманным. Мы были полны предвкушения: сегодня нам предстоял восьмичасовой поход на юг от города, где мы прожили более двух месяцев, в более отдаленное место, где находятся высокие суровые горы. Мы хорошо подготовились к этому путешествию. Мы собирались разбить лагерь на семь дней в этом месте, здесь не было ни водопровода, ни электричества. Каждый из нас нес на своих спинах маленькие горы: 45-60-литровые рюкзаки, наполненные до краев чистой одеждой, полевым снаряжением и блокнотами, портативную плиту, посуду и сервировочные принадлежности, пакеты с супом, свежие и сушеные фрукты и сыр, а ослы везли большие галлоны питьевой воды.
Бодрым шагом мы отправились в путь. Мы шли по разветвленной грунтовой дороге от города вниз к струйчатой реке, а затем пересекли ее, перепрыгивая с валуна на валун. В этом месте мы начали постоянный подъем, взбираясь на крутую, скалистую гору. Когда через час мы достигли ее вершины, я почувствовал, как медленный огонь сжигает мои легкие. Мне было трудно дышать, и я вынужден был несколько раз останавливаться.
При восхождении в горы важно регулярно отдыхать. Отдыхать - это стратегия, которой я научился у своих андских друзей. Идея остановиться и полюбоваться видом была мне чужда; я был человеком, ориентированным на достижение цели, который всегда сосредоточен на достижении вершины. С каждым походом я учился выбирать более медленный, устойчивый темп. Отдых часто помогал мне чувствовать себя более настоящим и спокойным. Живописный ландшафт также помогал, ведь мне хотелось остановиться и полюбоваться видами.
Однако в этот день каждый раз, когда я отдыхал, я чувствовал, что на меня дует дурной ветер. Когда я наблюдал за тем, как мои помощники на местах как бы проплывают мимо, мой разум начал ругать меня: "Ты должен идти в ногу с другими! Ты не должна показывать им, что ты слаба!".
Демонстрация силы казалась такой важной в то время, ведь я была не только лидером проекта, но и женщиной. Вскоре после моего прибытия в Перу несколько коллег заметили, что женщинам в археологии место в лаборатории, потому что они "нежные" по своей природе, а "поле" чревато опасностями. Хотя я знала, что эти замечания отчасти отражают мачизм, в то же время мне хотелось доказать, что я могу работать в поле, чтобы почувствовать себя принятой, тем более что я говорила тихо и обладала более женственным характером. Как и многие другие, я ошибочно полагала, что уязвимость - это слабость, а не сила. К счастью, Брене Браун и другие исследователи помогают нам переосмыслить это понятие. Сострадание к себе также было тем, чего мне явно не хватало, но оно жизненно важно как для уязвимости, так и для формирования жизнестойкости. Как отмечает Рик Хэнсон (2018, 14), когда мы испытываем трудности, сострадание, особенно к себе, помогает нам справиться с эмоциями и понять, что этот опыт временный.
Я легко оправилась от этих первых душевных неудач и продолжала двигаться вперед, но позже в тот же день на меня обрушился сильный неприятный душевный порыв, который сбил меня с ног эмоционально и физически. Рухнув на землю под деревом, под жарким полуденным солнцем, я был измотан и чувствовал себя побежденным. К этому времени я шел уже шесть часов, и хотя я видел конечный пункт назначения, наш кемпинг, я просто чувствовал, что не могу идти дальше. На глаза навернулись обидные горячие слезы. Конец был так близок и в то же время так далек! Я не знал, хватит ли у меня сил продолжать.
Когда вам плохо, найдите простое удовольствие.
Когда мои слезы высохли, сквозь туман пробилось воспоминание. За год до этого мы с коллегой из Перу отправились в однодневный поход по похожей местности. Когда мы остановились на отдых в конце пути, я спросил его, как он продолжает идти, когда устал. Он зажег сигарету, обдумывая мой вопрос. После быстрой затяжки он повернулся ко мне и сказал: "Я пою рок-н-ролл". На последнем этапе нашего путешествия я слушал, как он поет "Лестницу в небеса".
...
Пой Лиза! подумал я. Единственная песня, которая пришла мне в голову, была "Blue Skies". Очень странный выбор.
Я не мог вспомнить все слова, поэтому я спел вот что,
"Голубые дни
Все они ушли,
Ничего, кроме голубых небес
Отныне.
Синие птицы поют песню.
Ничего, кроме голубых небес
отныне".
Я встал, напевая, и переключил свое внимание на тропу впереди, сосредоточившись на куполообразных горах, возвышающихся на горизонте: мой пункт назначения. Через некоторое время песня стихла, но мое настроение осталось приподнятым.
Благодаря силе песни и огромным усилиям я добрался до места назначения как раз в тот момент, когда Венера начала подниматься на ночное небо.
Крошечные капли мудрости, которые я извлек из этого опыта, заключались в следующем: когда мы рушимся под давлением трудностей, важно остановиться и принять простые радости и положительные моменты жизни. Это происходит потому, что они оживляют нас, помогая выбраться из трясины тяжелых эмоций. По словам Рика Хэнсона (2018, 19), "приятные переживания... снижают уровень гормонов стресса, укрепляют нашу иммунную систему и помогают успокоиться, если вы расстроены или обеспокоены". Он добавляет, что поиск радости в жизни - это "мощный способ заботы о себе" (Hanson 2018, 20). Как показывает эта история, музыка - одно из моих простых удовольствий: она может быстро поднять мне настроение и поддержать меня, пока я не войду в состояние потока. Как только я вхожу в состояние потока, я начинаю работать!
Итак, как я узнал в Андах, если мы сможем глубоко копнуть и открыть в себе ярость и решимость, но при этом быть более сострадательными и принять, что наш нынешний опыт временный, то мы действительно сможем овладеть искусством восхождения в горы.
Если вы сейчас испытываете депрессию или знаете кого-то, кто ее испытывает, и вам нужна поддержка, пожалуйста, обратитесь в такие организации, как Beyond the Blue и R U OK?, или к медицинскому работнику.
Присоединяйтесь к моему списку адресов электронной почты, чтобы оставаться на связи со мной.