Сидит парень за роялем - и "рубит" какую-то ерунду. Грубо, грязно, прерывисто... да ещё и на педагога посматривает.
Мы с Ниной - случайные тому свидетели: у дочки урок вслед за "мучеником", а я пришла поприветствовать уважаемого преподавателя, обсудить ближайшие планы - и оставить наследницу заниматься.
Стою - никак не пойму, что ж такое происходит. По моим ощущениям (а меня здесь провести сложно), этот печальный деятель и месяц тому назад "исполнял" ровно то же и так же; не изменилось с тех пор выражение его лица - ровное, "плоское", самодовольное.
А учитель? Она воспринимает происходящее философски. Она и не такое видывала: опыт многообразен и беспощаден. Спокойно вразумляет юношу, констатируя: за четверть "по специальности" (только вдумайтесь, как это привычно именуется!) будет тройка. Товарищ в очередной раз клянётся сдвинуть дело с мёртвой точки - но, признаться, вяловато клянётся. Ну, уж как умеет...
Персонаж неспешно покидает кабинет, вскоре вернувшись за забытыми нотами - нет, не самотёком, по звонку педагога. Не скрывает, что потрёпанная папка ему не так-то сильно дома нужна.
В классе заведующей отделом сразу несколько подобным образом настроенных учеников. И в других классах. В каждом классе. В классе любого преподавателя, претендующего на приличную нагрузку.
Они просто есть, ибо каждый год контингент отечественных ДМШ/ДШИ пополняется выходцами из досугово нацеленных семей. С возрастом, как прихлынет пубертат, "свободолюбивые" настроения могут шустро спрогрессировать. Утопая в "лёгкости бытия", палец о палец не ударив между уроками, "балластные" школьники продолжают, по инерции, числиться в своей параллели, отсиживать присутственные часы и занимать бюджетные места. Да, иногда ещё - неизбежно и неотвратимо - играть на экзаменах, "причёсанные" наставником ценой глубинной педагогической боли.
С позиции детской-подростковой (а также материнской-отцовской...), проблемы как бы и нет. Действительно, принудить к музыкантскому труду никак нельзя: образование-то дополнительное, бери от него по возможностям и по потребностям.
С точки зрения педсостава, ситуация выглядит поистине угрожающе. Тонкие музыканты с консерваторским образованием, работая в школе искусств, вынуждены соглашаться на критически низкий КПД своих моральных вложений.
Акцентирую: будучи преподавателем консерваторского училища, я - против тотального "предпрофа" из-под палки. Я за вкус, избирательность, здоровую элитарность в музыкальном образовании. Даже в начальном - и даже для общего развития.
А главное: я за высокое и искреннее уважение к педагогам, за взаимное доверие семьи и системы, за осознанную причастность к организму ДМШ.
Господа! Хватит мучить занятых преподающих музыкантов, если вам нечего им сказать и показать.
Писала и буду ещё писать о родительской, ВЗРОСЛОЙ ответственности перед музыкальной школой. Без неё обучение бессмысленно.
Поверьте, я не о выборе профессии - отнюдь. Это слишком личное и "нелинейное" пространство.