Редко встретишь класс, в котором сплошь отличники и хорошисты. Поэтому мы регулярно сталкиваемся с одной и той же проблемой: как включить в урок и сильных учеников, и отстающих?
Продолжаем делиться советами опытных учителей. Читайте статью и не забудьте посмотреть предыдущую часть материала
Ранжированное повторение
Предложите ученикам вслух составить список слов, необходимых для обсуждения пройденной темы: фамилии ученых или исторических лиц, понятия, термины, правила. Запишите все на доске, а затем попросите школьников выбрать пару слов и объяснить, как именно они связаны с темой.
Пусть первыми сделают выбор слабые: так они смогут выбрать то, что наверняка знают, и справятся с заданием. При необходимости помогите сформулировать развернутый ответ, задавая направляющие вопросы.
Сторона силы
Приготовьте отдельное задание для сильных учеников: пусть это будет нечто сложное или творческое, что нельзя выполнить быстро. Пока отличники работают самостоятельно, вы сможете повторить пройденное со слабыми учениками и ответить на их вопросы.
Можно сделать и наоборот: дать слабым ученикам больше времени на самостоятельное выполнение задания, чтобы в это время разобрать материал повышенной сложности с сильными учениками. Такой метод особенно полезен для подготовки к ЕГЭ.
Принципы работы
Мы перечислили лишь несколько вариантов работы с разноуровневым классом, но подобным образом можно адаптировать любой прием. Главное — учитывать потребности каждой группы учеников. Если успевающим просто необходимы ситуации вызова и разнообразие, чтобы не потерять интерес к урокам, то отстающих подобный подход только испугает.
Помните, что слабым ученикам лучше:
- не задавать неожиданных вопросов,
- не требовать быстрого ответа,
- не заставлять отвечать по только что пройденной теме.
Дайте больше времени, чтобы подумать, задавайте упражнения, аналогичные разобранным на уроке, привлекайте отстающих ребят как помощников, чтобы поддержать их мотивацию к учебе.