1,8K подписчиков

Направление 2. Технологии. Андерсен Г.Х. Сказка «Соловей»

158 прочитали

С появлением новых технологий всегда присутствует доля опасения. Особенно в ХХI веке – информационно насыщенном веке, в котором технологии нагнетают международную обстановку, появляются фейковые новости и т.д. И сейчас, наверное, даже уже в школе можно обучать умению отличать правду от лжи. Сделать это несказанно трудно. Порой даже думается – получится ли?

Что будет у человечества стоять на первом месте: реальность или новые виртуальные технологии, которые являются вызовом для реального мира? Насколько люди «завязнут» в виртуальном мире? И насколько виртуальные технологии впоследствии будут безопасны? Очень много вопросов. Мало убедительных ответов.

Готовя материалы к итоговому сочинению о технологиях, вспомнила сказку Андерсена «Соловей».

Сюжет сказки построен на том, как китайский император отторгает существо из естественного мира и хочет заменить его новейшей технологией. Но искусственный соловей не стал спасением для императора. И трагедию – его болезнь – побороть он не помог. Одно хорошо, что не навредил императору.

В сказке Андерсена поставлен один из важных вопросов, который автор интуитивно предвидел, – вопрос о полезности технологических новинок. Польза не просто практическая, на бытовом уровне, на развлекательном уровне… А польза для настоящего развития духовного мира человека – чтобы человек при встрече с такой технологической новинкой мог ощутить настоящие, а не ложные чувства.

Лесной соловей пел так чудесно, что рыбак забывал о своем неводе. Так маленькая серая птичка дарила бедному человеку радость жизни. Путешественники говорили, что пение соловья лучше всех красот. Девочка призналась первому министру, что «Он поет так нежно, что слезы сами собой текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, будто меня целует матушка».

Хотя соловей считал, что его песни «гораздо лучше слушать в зеленом лесу», он хотел доставить радость императору и во дворце пел «так нежно, так чудесно», что у того «выступили на глазах слезы и покатились по щекам». «Пение его так и хватало за сердце». А вот пение искусственной птички народ оценил так: «Чего-то недостает…». Так Андерсен, описывая живое общение, захватывающие, цельные, божественные чувства, открытость человеческих душ и слияние их с миром природы, ценит существо естественного мира.

Искусственный соловей, присланный из Японии, был действительно удивительным. Весь осыпан драгоценностями. Надо было завести его, и игрушка начинала петь и двигаться. Технология была на высоте! Придворный капельмейстер, предлагая посмотреть, как «он устроен, как расположены и действуют все его валики, винтики и пружинки», называл его «плодом человеческого ума и учености». Но соревнование в исполнении песен показало, что «настоящий соловей каждый раз пел свою песню по-новому, а искусственный повторял одну и ту же…» Хотя он 33 раза пропел одно и то же, но нисколько не устал.

Придворный капельмейстер уверял, что искусственная птичка гораздо лучше настоящей и что «имея дело с живым, вы никогда не знаете заранее, что ему заблагорассудится спеть, в то время как вам всегда известно наперед, что именно будет петь искусственный». Значит, власть заинтересована в запланированных словах, выражениях, действиях и очень боится свободного проявления непредсказуемых чувств и тем более действий людей.

Настоящий соловей поборол даже Смерть: она так заслушалась его песней о кладбище и могилах, что захотела вернуться к себе домой.

А смогут ли роботы побороть всё плохое, что окружает человека? Сомнительно!

Существа живой природы не требуют наград. Они рады тому, что создают хорошее настроение у людей. Они жалостливы. Соловей не захотел, чтобы император разбил искусственную птичку. Он хотел петь императору о добре и зле, о счастливых и о несчастных, чтобы он знал, что происходит в его стране.

Сколько же доброты, заботы, радостного видения жизни несут в себе существа из мира природы! В них, а не в технологиях заложен самый главный жизненный постулат: не мишура, не драгоценности, не слава важны в жизни, а умение помогать друг другу, чувствовать живую душу. Если надо, согреть ее, помочь увидеть мир с доброй стороны.

В завершение остается только помечтать, чтобы разработчики новых технологий не ориентировались только на сиюминутные сверхприбыли, а думали ли бы, как соловушка у Андерсена, о людях и просчитывали бы риски на много-много лет вперед.