15,6K подписчиков

Как умудрялись выживать матросы на кораблях первой экспедиции Христофора Колумба?

13K прочитали

Во время первой экспедиции великого мореплавателя итальянского происхождения Христофора Колумба в Америку их было три: «Санта Мария», «Нинья» и «Пинта» и 90 человек экипажа. Корабли были достаточно маленькими для такого масштабного путешествия, типичными торговыми суднами той эпохи, и отправиться на них в неизвестность на неопределенный срок было невероятно смелым решением.

Корабли Колумба в плавании (слева направо): "Пинта", "Санта-Мария" и "Нинья"
Корабли Колумба в плавании (слева направо): "Пинта", "Санта-Мария" и "Нинья"

Конечно, многим морякам было все равно – морское плавание в любом случае было гораздо лучшей перспективой, чем нахождение в тюрьме много лет . А именно зэки, осужденные по серьезным статьям, составляли значительную часть морского экипажа Колумба в первой экспедиции. Набрать команду профессиональных моряков для такого рискованного и непредсказуемого путешествия было непростой задачей.

Во время первой экспедиции великого мореплавателя итальянского происхождения Христофора Колумба в Америку их было три: «Санта Мария», «Нинья» и «Пинта» и 90 человек экипажа.-2

Корабли Колумба

Все корабли, которые Колумбу удалось получить для экспедиции, были подержанными и не предназначались для такого масштабного плавания. По размеру они были сопоставимы с современными парусными яхтами.

«Санта-Мария» разместила 40 человек экипажа, «Нинья» – 24 человека экипажа, «Пинта» – 26 человек экипажа.

Модели кораблей Колумба: "Санта Мария", "Нинья", "Пинта"
Модели кораблей Колумба: "Санта Мария", "Нинья", "Пинта"

Из трех кораблей Христофора Колумба «Санта-Мария» стала флагманом. По типу это - каракка. Так называли распространенные в 15-16-м веках парусные корабли на 3-4 мачты. «Санта Мария» была грузовым судном длиной около 18 -25 метров, шириной 6-8 метров и осадкой 2 метра. У нее было три основных мачты с парусами. Первоначальное название «Санта-Марии» - La Gallega, по аналогии с местом, где был построен корабль, однако Христофор Колумб изменил название корабля на "Санта-Мария".

Это был самый большой из 3-х кораблей, однако построение не позволяло «Санта-Марии» ходить на мелководье и вблизи коралловых рифов. К сожалению, именно по этой причине корабль не вернулся из первой экспедиции. Она села на рифы вблизи Гаити. Роль флагмана тогда взяла на себя «Нинья» - любимый корабль Колумба .

И «Нинья», и «Пинта» были легкими, маневренными кораблями, по типу - каравеллы. Каравеллы меньше карак по размеру, и хотя они легко решали проблему с мелководьями, для длительных экспедиций были приспособлены гораздо меньше. Но им, к счастью, удалось уцелеть в первой экспедиции.

Кстати, именно с «Пинты» дежурный матрос заметил берег и закричал: «Земля!»

Копия кораблей Христофора Колумба

В Бразилии была недавно создана копия «Санта Марии» Колумба. Конечно, не точная, а приблизительная, но дух времени уловить можно, а также и представить себе, через что пришлось пройти матросам за 70 дней, а именно столько потребовалось первой экспедиции, прежде чем до их слуха донеслось долгожданное: «Земля! Земля!».

Корабль создавали без использования электротехнических инструментов для наибольшей достоверности. На это ушло 4 года и 3 млн. долларов. Главное отличие от исторического прототипа — наличие винта, который приводится в действие мощным дизелем.

Во время первой экспедиции великого мореплавателя итальянского происхождения Христофора Колумба в Америку их было три: «Санта Мария», «Нинья» и «Пинта» и 90 человек экипажа.-4

Корабль-копию планируют использовать для перевозки туристов между курортами Карибского моря.

Но не только Бразилия, Испания тоже не осталась в стороне, и вот в испанском городке Палос-де-ла Фронтера, откуда отправился в первую экспедицию сам Колумб, уже стоят в ряд все его три парусных судна, тоже копии.

Копии кораблей Колумба (слева направо): "Пинта", "Санта-Мария", "Нинья"                        в г. Палос-де-ла-Фронтера (Испания)
Копии кораблей Колумба (слева направо): "Пинта", "Санта-Мария", "Нинья" в г. Палос-де-ла-Фронтера (Испания)

Нечеловеческие условия

Так вот, рассмотрим условия для жизни матросов на примере "Санта Марии". Однопалубное (!) судно около 20 метров в длину и 6 метров в ширину. На такой ничтожной площади располагались каким-то образом 40 человек.

Ни о каких удобствах речи вообще не могло идти. Учитывая, что палуба не пустая, а на ней были надстройки, можно предположить, что на 1 человека приходилось не более 1 кв. м площади. Матросы, наверняка, чувствовали себя на корабле, как селедки в бочке.

В корме - единственная каюта для капитана и две каюты для дворян (не более 10 человек). В средней части палубы – насос, который постоянно откачивал поступающую в трюм воду. Рядом – камбуз, на котором готовили, но он в большинстве случаев заливался морской водой. Горячую пищу удавалось отведать только в полный штиль. В трюме находились бочки с пресной водой, которая ценилась на вес золота, ящики с запасами и солонина. Здесь же – живой домашний скот и птица, которых кормили в пути, за которыми убирали и которых постепенно употребляли в пищу.

Матросы находились в невероятной тесноте. Сложнее всего было качественно отдохнуть. Спали вповалку, где придется: в трюме с животными, на ящиках, на палубе, подстилая под себя собственную одежду, часто мокрую, так как высушить ее было просто негде. Подвесные койки и гамаки появились позже, их скопировали у южно-американских индейцев.

В туалет ходили только за борт. Умываться было нечем, так как пресная вода ценилась на вес золота, а соленой водой умываться невозможно.

И так несколько месяцев… Да, еще добавьте сюда практически постоянную качку. Неудивительно, что у экипажа росло дикое напряжение, раздражение, невероятная усталость. Матросов преследовали разнообразные болезни, у них сдавали нервы, а берега все не было и не было. Одному Богу известно, как Христофору Колумбу удалось избежать бунта и все-таки добраться живым и невредимым до берега, да ещё и открыть новый материк!

В общем, все тяготы первой морской экспедиции Христофора Колумба даже сложно вообразить, особенно с учетом нашей современной привычки к комфорту.

А вам кажутся такие условия невыносимыми?

Читайте про Биографию Колумба на Италия для меня.

@Виктория Мухурова

Поставьте отметку "нравится", чтобы статью увидело больше людей 👍

Подписывайтесь на этот канал