Найти в Дзене
Записки инженера.

Австрийский бронеавтомобиль первой мировой.

Подобно «попаданцам» из популярных фантастических книжек, давайте, переместимся в эпоху Первой мировой войны и посмотрим, какие технические средства использовались в те приснопамятные времена. В 1915 году два австрийских технаря энтузиаста, служившие в «Депо по обслуживанию военных автомобилей», решили на базе гражданского автомобиля Mersedes создать броневик. И надо отметить, что задуманное им вполне удалось. Бронированному авто присвоили имя Romfell – в честь создателей гауптмана Бранко Романика (Romanic) и оберлейтенанта Симона Феллнера (Fellner), соединив в названии первые буквы их фамилий. Хром-никелевая броня толщиной 6-7 мм (крыша 2 мм) должна была обеспечить хорошую защиту от винтовочных пуль. Создатели броневика очень рассчитывали на рациональные углы наклона брони (все листы имели обратный наклон), которые будут уводить пули на рикошет в землю. А учитывая будущий театр военных действий (горы Италии), то конструкторы обеспечили своему детищу возможность вести огонь буквально «

Подобно «попаданцам» из популярных фантастических книжек, давайте, переместимся в эпоху Первой мировой войны и посмотрим, какие технические средства использовались в те приснопамятные времена.

Ромфелль вскоре после постройки. Эта фотография хранится в Государственном архиве Австрии, текст на обороте гласит: “Бронированный автомобиль с пулеметом, 36-я пехотная дивизия, Бучач, 18 октября 1915 года”.
Ромфелль вскоре после постройки. Эта фотография хранится в Государственном архиве Австрии, текст на обороте гласит: “Бронированный автомобиль с пулеметом, 36-я пехотная дивизия, Бучач, 18 октября 1915 года”.

В 1915 году два австрийских технаря энтузиаста, служившие в «Депо по обслуживанию военных автомобилей», решили на базе гражданского автомобиля Mersedes создать броневик. И надо отметить, что задуманное им вполне удалось. Бронированному авто присвоили имя Romfell – в честь создателей гауптмана Бранко Романика (Romanic) и оберлейтенанта Симона Феллнера (Fellner), соединив в названии первые буквы их фамилий.

Создатели бронеавтомобиля Ромфелль в Будапеште. Саймон Феллнер стоит справа. В неустановленном порядке остальные, предположительно, Бранко Романич, Эмиль Видеки, Имре Кадар, Агостон и Фазекас.
Создатели бронеавтомобиля Ромфелль в Будапеште. Саймон Феллнер стоит справа. В неустановленном порядке остальные, предположительно, Бранко Романич, Эмиль Видеки, Имре Кадар, Агостон и Фазекас.

Хром-никелевая броня толщиной 6-7 мм (крыша 2 мм) должна была обеспечить хорошую защиту от винтовочных пуль. Создатели броневика очень рассчитывали на рациональные углы наклона брони (все листы имели обратный наклон), которые будут уводить пули на рикошет в землю. А учитывая будущий театр военных действий (горы Италии), то конструкторы обеспечили своему детищу возможность вести огонь буквально «по-зенитному» (странная закорючка на башне служит стопором пулемета при стрельбе вверх из верхнего люка).

Ромфелль с прицепом для перевозки боекомплекта. Вооружение с броневика снято.
Ромфелль с прицепом для перевозки боекомплекта. Вооружение с броневика снято.

Сейчас можно по-разному относиться к творчеству австрийцев, но несомненно одно – эта странная на вид бронемашина во многом опередила аналогичные разработки в армиях других стран. К тому же вышло дорого и сложно (а какому генералу это понравится?) – посему выпустили таких монстров ровно одну единицу. Сведения о якобы изготовленном втором броневике исходят из двух постулатов: снимки машины без крестов и «Ромфелль», созданный на базе «Фиата». На самом деле огромные «железные» кресты на белом фоне, которые вы можете видеть на фотографиях, использовались лишь один раз при показе машины в Вене, а на фронте эти гигантские мишени естественно быстро закрасили. Ну а итальянская база была использована в Удине в 1917 году для капитального ремонта броневика сильно износившегося во время отступления при Брусиловском прорыве. Так что особенной боевой славы «австриец» не сыскал.

Ромфелль в апреле 1919 года, рядом с захваченным Остином 3-й серии. Это единственная известная фотография Ромфелля на шасси Fiat 18BL.
Ромфелль в апреле 1919 года, рядом с захваченным Остином 3-й серии. Это единственная известная фотография Ромфелля на шасси Fiat 18BL.

В общем, встретили броневик «по одежке», а должны были хотя бы проводить «по уму». Судите сами: рациональные углы наклона брони, приличная толщина броневых листов, противоминное днище, литые пулестойкие шины, приличная скорость от 55 до 75 км/ч в зависимости от дороги, пистолетные порты для личного оружия экипажа и даже дополнительный прожектор. Германская педантичность позволила разработчикам предусмотреть даже трубчатые подножки со специальными гребнями для очистки подошв от грязи. Установили даже грузовой крюк, этакий фаркоп начала прошлого века, для буксировки не менее футуристически выглядевшего прицепа для перевозки боеприпасов и ЗиП (в машине хранилось только 8000 патронов из общего боезапаса в 20000), который разработали, но после испытаний решили все-таки использовать обычный грузовик. А вот радиостанцию, о которой иногда пишут в статьях, посвященных броневику, на «Ромфелль» никогда не устанавливали.

#первая мировая война #бронеавтомобиль #военная история