Найти тему
Кино и немцы

"Время" - новый фильм М. Найта Шьямалана

Английское слово "old" не переводится на русский язык как "Время". Однако именно так выглядит название новой ленты М. Найта Шьямалана в российской адаптации. Фильм посвящен сразу двум темам - мистической и остросоциальной. Главные герои в нем - таинственные силы природы и злобная фармацевтическая корпорация.

Сюжет стартует с приезда на тропический курорт обычной западной семьи - мама, папа, сын и дочка. Семья на грани развода, у женщины нашли опухоль, дети переживают. А это - их прощальный совместный отдых. Управляющий отелем предлагает семье посетить таинственный дикий пляж, до которого их и пару других семейств довозят отельным автобусом. И оставляют на берегу с запасом еды.

Семья в самом начале пребывания на пляже. Все еще такие молодые.
Семья в самом начале пребывания на пляже. Все еще такие молодые.

И очень скоро выясняется, что полчаса на этом пляже равны двум годам жизни. Люди начинают стремительно стареть, их дети - расти, а наличествующие болезни обостряться и прогрессировать. А выхода из этой временной аномалии нет - куда ни пойдешь, все будет по схеме "споткнулся, упал, очнулся опять на пляже". И еще голова болит.

Люди какое-то время мечутся по проклятому побережью, а в этом время наверху, на прибрежных скалах кто-то ходит и бликает в их сторону объективами. К вечеру большинство туристов уже не просто мертвы, а даже успели разложиться. До утра доживают только двое детей - и то им уже хорошо за полтинник, если в биологических годах.

Как всегда у Шьямалана, само повествование большую часть времени вполне себе держит зрительское внимание. Хотя почти все происходящее очень предсказуемо, все равно интересно посмотреть, как в таких условиях может быть бесполезна драка - раны успевают затянуться в промежутках между ударами. Или как опасна травма: перелом срастается до того, как его успевают вправить. Ну, и беременность с родами за полчаса - тоже то еще шоу.

Лучше не зажигать огонь. Чтобы не видеть, как стареют близкие.
Лучше не зажигать огонь. Чтобы не видеть, как стареют близкие.

Интересно и увлекает, как сами люди воспринимают свое стремительное старение: сначала паникуют, потом пытаются с ним бороться, а потом смиряются и принимают. Невольно напрашиваются мысли, что и в обычной жизни все, в принципе, так и есть.

Правда, по ходу дела начинают накапливаться слишком уж очевидные непонятности. Например, почему не разрушаются от времени скалы на пляже и оставленные предыдущими туристами вещи. Каким образом за происходящим в этом временном пузыре можно наблюдать снаружи - ведь распространение света тоже связано со временем. Наконец, почему тела истлевают за минуты, а костер из обычных деревянных ящиков может гореть часами - ведь это та же самая реакция окисления и распада органики.

И все вот это, подобные несуразности, это тоже фирменный знак режиссера и сценариста Шьямалана. Да, он не боится снимать большое кино, ставя в центр сюжета самые простые вещи из детских пугалок. Но он никогда не дорабатывает сценарий в мелочах. А к концу фильма вообще, кажется, сочиняет левой пяткой.

С отношениями тоже лучше разбираться быстро. Времени нет.
С отношениями тоже лучше разбираться быстро. Времени нет.

Ну, правда, как можно было такую вполне грандиозную вещь как локальная временная аномалия свести к тайному и преступному испытанию лекарств? Понятно, что в эпоху ковида бигфарма - большие медицинские корпорации - многими воспринимается как чистое зло. Но все же, если ты замахнулся на мистический рубль, зачем же в конце этот удар на мелочный и злободневный пятак.

Фильм хорош, как развлечение. И хотя в нем мало откровенно пугающих сцен, он справляется с нагнетанием мрачноты и саспенса. Однако все равно зрителю хочется, чтобы кто-то уже привязал Шьямалана к стулу и не давал ему пить и есть, пока он не доработает хоть один свой сценарий до конца - чтобы на финальных титрах не испытывать легкого испанского стыда за неплохое, в общем-то, шоу.