Автор бестселлеров Джерри Дженкинс приводит 13 шагов для написания книги:
- Организовать писательское место
- Собрать инструменты писателя (компьютер, блокнот)
- Дробление большой задачи написания романа на более мелкие
- Найти для книги большую идею
- Задать сюжету вектор движения
- Установить для себя сроки написания
- Провести исследования для своей книги
- Написать цепляющую первую строчку
- Наполнить историю конфликтом и напряженностью
- Выключайте внутреннего критика
- Преодолейте середину книги и не бросьте ее
- Напишите сильную концовку
- Включите критика и редактируйте
1. писательское место.
Первое, с чего стоит начать – это место для творчества. Когда Джерри начинал, он был молодым отцом и чтобы оборудовать свое рабочее место, поставил доску на два стула, разместил на ней печатную машинку и работал сидя на диване.
Это лишь пример, вы можете использовать в качестве рабочего места угол в комнате, можете писать на своем телефоне в транспорте по пути на работу или занять столик в кафе. Я часто вижу, как в маке или в кофейне человек заказывает чашку кофе и сидит с ноутом.
Очевидно, для некоторых это комфортное рабочее место, где тебя не отвлекают. Вам нужно найти такое же и избавиться от оправдания, что вам негде писать.
Для уединения можно использовать наушники с музыкой, которая не будет отвлекать. И конечно всегда можно попросить не отвлекать вас какое-то время. Ну и личный совет, переведите смартфон в режим полета и закройте браузер с социальными сетями.
2 – инструменты писателя
К счастью, писателю для старта нужно не много. Это компьютер, подойдет даже старый ноутбук, или тетрадь с ручкой. Но лучше все-таки компьютер, т.к. на нем удобней работать с текстом.
И по сути это все. Если вы используете блокнот с заметками, также держите его под рукой во время работы, чтобы исключить отвлекающие факторы, например, поиск пишущей ручки.
3 – Дробите задачу
Книга на 10-15 авторских листов – это большой труд, но не будем забывать, что она состоит из страниц, глав, предложений и слов. То есть дробиться на более мелкие части.
Тут автор приводит в пример метод решение задачи «поедание слона» – слон большой, поэтому его едят по кусочкам. Понимания это, вы ставите себе маленькие задачи: сначала составить план, в следующий раз – составить список персонажей, потом – написать первую главу, вторую и так далее. Таким образом шаг за шагом вы будете продвигаться к своей книге, а ее объем перестанет быть для вас пугающим.
4 – Большая идея
Автор рекомендует найти и использовать в работе масштабную, большую идею. Мелкие подойдут для рассказов, а вот нечто грандиозное, которое хотя бы гипотетически может повлияет на сознание читателя – вполне подойдет.
Для того, чтобы понять значимость своей идеи – попробуйте рассказать о ней близкому человеку. Если от раза к разу идея будет только укоренятся, а вы будете дорабатывать ее бОльшим количеством деталей – значит идея что надо.
5 – вектор движения
Распишите для себя, куда движется ваше повествование и какую мысль доносит. Вы наверняка слышали, что Стивен Кинг берет интересных персонажей и ставит их в сложную ситуацию, а потом смотрит, что из этого выйдет.
Это – по сути, спонтанный метод написания, и многие из вас наверняка так пишут. Однако, вы отлично себе поможете, если набросаете общую линию сюжета. В конце концов, всегда можно будет ее скорректировать.
Также мини-план поможет вам избежать того, что на середине книги вы просто не знаете, куда двигаться персонажам и застреваете на этом моменте.
Не бойтесь составлять структуры книги и планы, ведь они служат вам, а не наоборот. Как я уже говорил, всегда можно что-то скорректировать.
6 – сроки
Авторам, которые в издательстве, легче писать, потому что издатель установил для них сроки и автор обязан их соблюдать. А как известно, все задачи делаются в последний день дедлайна.
Но если вы не установите его для себя, то рискуете и вовсе не довести начатое до конца. Запишите в планере, календаре, или просто в заметках, когда вам нужно закончить первую главу, вторую, когда нужно закончить всю книгу и старайтесь строго следовать графику.
Однако напомню, что важно выставить для себя оптимальный темп
Соблюдать сроки – важно, если вы установили слишком высокую планку – например, решили писать 2 тысячи слов, а несколько дней подряд смогли выдать лишь по 1500 слов, снизьте планку до 1400 слов. Но после этого железно соблюдайте этот график. Джерри говорит, что когда он сам был издателем, то лишь 1 писатель из 100 соблюдал сроки.
Только лишь этим вы сможете отделить себя от 99% тех, кто предпочитает откладывать на потом и не придерживаться графика.
7 – исследование
Очевидно, что для научной литературы важно быть экспертом в теме. Приводить источники, руководствоваться работами профессионалов.
Однако для художественной литературы это не менее важно. Когда вы описываете оружие, самолет, кофейный автомат, в конце концов, если вы упускаете важные детали, то сразу теряете в правдоподобности и читатель обязательно это заметит.
Для фэнтези – это правдоподобность костюмов, карет, архитектуры. Для научной фантастики это еще важнее, т.к. книга, написаная на основе реальных прототипов и исследований ученых найдет отклик у читателей и рискует стать пророческой. Само собой для современной прозы так же важна правдоподобность, это мы выяснили из примера выше.
Однако, Джерри предостерегает: не стоит перегружать текст результатами ваших изысканий, исследования – лишь приправа для истории, которая делает ее правдоподобной.
8 – первая строчка
О важности первой строчки мы говорили не раз.
Джерри приводит категории первых строчек:
- Неожиданное, внезапное событие (или если хотите, удивительное)
- Драматическая сцена
- Философское высказывание
- Поэтическое (но это, на мой взгляд, весьма сколький и сложный вариант)
Приведу пример строчки, которая, скажем так, застает читателя врасплох:
Очевидно, что обычные часы не могут бить тринадцать, и такая строчка фокусирует на себе внимание. Замечу от себя, что тут удачное смешение привычного, часов, которые бьют как правило, двенадцать и не больше, и нечто, которая для нас чуждо, фантастично. Это кстати Оруэлл, 1984.
А вот фраза из книги Рай, Тони Моррисона:
Это как раз относится к категории драматичных строчек. И помните, что на первом месте читатель. Задавайте вопрос: стали бы вы продолжать чтение книги, прочитав эти строчки?
9 – наполнение истории: конфликт и напряженность
В жизни мы любим, когда с нами соглашаются и все идет гладко. Но в книге все по-другому. Наполняйте диалоги конфликтом, даже если персонажам просто надо назначить встречу.
Ведь каждый человек противоречив, и мы должны показать это читателю. Конфликт – это не обязательно эпичная битва или бытовой скандал. Это может быть просто столкновение мнений и читателю будет интересно наблюдать за тем, как персонажи отстаивают свою позицию.
Приведу пример микроконфликта из своей практики:
Недавно я парковал у дома каршеринговый ниссан кашкай. Автомобиль для меня непривычный, т.к. его габариты больше тех машин, которые я обычно вожу. Я аккуратно поставил его на парковку и получил претензии от другого водителя, который парковался рядом. Мол эта парковка только для жителей, только для своих машин, а каршеринг надо ставить подальше.
После обмена аргументами я все-таки решил перепарковать автомобиль. Попутно я прожил внутренний конфликт: мне сложно парковать эту машину, плюс капают деньги за аренду, но усугублять конфликт с другим водителем желания нет, потому что с «одаренными» спорить себе дороже. Они опустят тебя до своего уровня, а там у них преимущество.
Таким образом драки и оскорблений не было, но произошло целых два конфликта.
10 – выключите внутреннего критика
Данный совет вам наверняка знаком – для первого черновика отключаем внутреннего критика и перестаем беспокоится о логике, штампах, избыточных описаниях и так далее. Вся редактура только после того, как черновик немного отлежится.
11 – и снова середина
Автор акцентирует внимание на середине романа. У нас обычно есть идея для начала романа и мы примерно знаем, чем все должно закончится. Нам хочется скорее добраться до финиша и из-за этого середина романа может провисать или мы вовсе можем бросить книгу на этом моменте. Здесь стоит помнить о том, что события должны логично перетекать одно в другое.
Не стоит наполнять книгу пустыми сценами, ради того, чтобы соединить начало и конец. Книга должна быть монолитом и все сцены должны работать на сюжет.
12 – громкая концовка
Занавес опустился и зал разразился оглушительными аплодисментами – к такой концовке нужно стремиться. Не соглашайтесь на компромиссы. Если ваш финал не работает, потратьте столько времени, сколько нужно, чтобы довести его до нужного уровня. А сильный финал – эмоциональный финал. Держите это в голове, когда будете дописывать последние строчки.
13 – свирепый редактор
После написания включаем своего критика и рьяного редактора, чтобы отполировать рукопись. Опытному редактору и рецензенту достаточно прочитать пару страниц, чтобы понять – имеет книга коммерческий успех или нет.
Это безусловно, может быть несправедливо, но вы же понимаете, сколько книг ежедневно поступает в издательство и учитывая, что это не самый прибыльный бизнес в наше время, они не могут рисковать.
А значит, каждый фрагмент вашего романа должен быть безупречным. Идеала не существует, впадать в крайность и редактировать роман еще лет пять не стоит, но стремится к качественному тексту нужно.