Недавно в спортивной школе, в которой занимается мой сын, состоялась встреча родителей с тренером и руководством. На которой тренер задал нам, казалось бы, простой вопрос: «Каково единственное моё требование к вам, родители?». Мы начали вспоминать, в голове всплывали разные формулировки, типа «не критиковать сына», «не кричать во время матчей: беги сюда, бей туда», или «если хочется что-то донести до ребёнка – просто задавать ему наводящие вопросы» и т.п. Но чья то светлая голова вспомнила: оказывается, единственное, что настоятельно просит от нас тренер – доверять ему…
Доверие. Вот о нём сегодня и поговорим.
Вообще, конечно, тема тренера довольна обширна. Потому что во многом от его работы зависит, вырастет ли игрок в большого футболиста, или нет. И речь не только о детском футболе. Во взрослом футболе есть те тренеры, у которых лучше получается раскрывать игроков, есть те, у кого хуже. Одним из хороших специалистов в этой области считается Леонид Слуцкий. Он принял непосредственное участие в становлении таких игроков сборной России как: Роман Адамов и Денис Колодин (с ними, кстати, Слуцкий работал как раз с их детства), Марио Фернандес, Александр Головин, Вячеслав Караваев, Илья Самошников. [1] И надо думать, что эти игроки доверяли своему тренеру – прислушивались к его указаниям и советам, благодаря чему (помимо прочего), и росли.
Но в детском футболе зачастую определяющим фактором является не то, как выстраиваются взаимоотношения «тренер-игрок», а то, как функционирует треугольник «тренер-игрок-родитель». При чём это должен быть именно треугольник, в котором у нас, родителей, должны быть правильно настроены связи «родитель-игрок» и «родитель-тренер». И в отношениях «родитель-тренер» самым главным является доверие. В чём же оно заключается?
Прежде всего в понимании, что тренер – это профессионал и профессионально относится к своим обязанностям. Это очень многогранная сторона. Тренер-профессионал лучше понимает возможности нашего ребёнка. Да-да, несмотря на то что проводит с ним гораздо меньше времени, чем мы! Также тренер даёт тот объем нагрузок и те упражнения, которые наилучшим образом подходят в данном возрасте. Он лучше знает, в какой группе (1-ой или 2-ой) следует на данный момент играть нашему сыну. И даже, представьте себе, лучше нас знает, какой состав выставлять на игры в турнирах. И ещё, что вообще себе трудно представить, тренер помнит о существовании нашего ребёнка и добросовестно трудится над его развитием также, как и над развитием других детей.
Естественно, найдутся те, кто скажет: «ха, да знаем мы этих профессионалов! Нашему тренеру вообще на всё наплевать. Занятия у него неэффективные, на турнирах играют любимчики (и поэтому постоянно проигрывают), тактически дети вообще не обучены, и видимо, ему всё это не интересно». Налицо утрата доверия. И тут возникает сразу несколько вопросов:
- Почему же вы до сих пор занимаетесь у этого тренера? «Да больше негде».
2. Вы пробовали с ним разговаривать? «Пробовал, бесполезно».
3. Другие родители солидарны с вами во мнении о тренере? – и вот ответ на этот вопрос и покажет: если солидарны, то вполне возможно, что вам и вашим детям действительно с тренером не повезло. А если большинство считает, что тренер замечательно работает и развивает детей – значит 100% дело в вас, и надо что-то менять в своём мировоззрении.
У моих детей были разные тренеры. И не про одного я не могу сказать, что он непрофессионально относится к своему делу. Понятно, что все люди отличаются друг от друга. Кто-то более погружается в то, чем занимается, кто-то менее. У кого-то есть опыт игры в футбол (хотя бы на любительском командном уровне), у кого-то нет. У тренеров разное образование, разный жизненный опыт, разные характеры, разные ценности, разные способности – да всё разное! Но если мы приводим нашего ребёнка к нему на занятия, нам остается только одно – доверять.
Это примерно то же самое, как мы приходим к врачу. Мы же по умолчанию доверяем своё здоровье (и может быть даже жизнь) тому специалисту, к которому пришли. Мы считаем, что раз доктор получил соответствующее образование, раз руководство больницы уполномочило его на прием пациентов, значит мы можем смело вверить себя в его заботливые руки. Кто-то и на это улыбнётся и скажет: «да вы что, у нас здравоохранение – вообще караул, столько непрофессионализма!».
Точно так же кто-то укажет на результаты российских клубов в еврокубках, сборной на мировой арене, и скажет: «вот игроков нормальных нет, это всё детские тренеры и спортшколы виноваты!». Вот и Леонид Федун, владелец ФК «Спартак», Москва, считает, что «в России у детских тренеров нет задачи вырастить футболистов» [2]. Да, отчасти все, кто так считает, в чём-то правы. Но, что очень важно понять, это не отнимает у нас задачи доверия тренеру! Потому что если этим людям не доверять, если их не поддерживать, если их не благодарить за тот труд, за те силы, которые они вкладывают в наших детей, то ничего к лучшему не изменится! Да, возможно специалистам в спортшколах нужно повышать заработные платы, возможно нужно вводить солидарные выплаты при подписании их воспитанниками контрактов с клубами РПЛ – но это вопросы к чиновникам, а не к нам. Мы можем только доверять и помогать тем людям, которые учат наших детей играть в футбол. Или не доверять. И не помогать. Но тогда и не нужно рассчитывать на какой-нибудь положительный результат в деле взращивания профессионального спортсмена…
Во-вторых, доверие заключается в том, чтобы верить в тренера всегда, даже тогда, когда он допускает ошибки. Да-да. Ведь это же человек. А любой человек, как говорится, не безгрешен. Тренер может ошибаться. И если это умный человек – он сам поймёт, что именно сделал неправильно, признает это и постарается исправить. Это опыт. Это то, что бывает с каждым. Да и вообще ошибаемся все мы чаще всего по неопытности, без злого умысла, а зачастую как раз стараясь сделать лучше. Хороший пример в этом отношении показал всем тренер сборной России, Валерий Карпин, взяв ответственность за поражение в игре против сборной Словакии на себя, признав свою ошибку, в том числе не побоялся признать её перед широкой общественностью: «я сказал футболистам, что я мудак. Они пытались делать все правильно, но не получалось, потому что я им неправильно объяснил, запутал». [3]
Всё вышесказанное не означает, что надо бездумно принимать всё, что делает тренер (например, орёт матом на детей во время матча). Не означает, что тренера нельзя критиковать. Если у вас есть вопросы, конструктивные предложения, или даже претензии – подходите к тренеру и обсуждайте всё с ним. Но в первую очередь с ним! А не с другими родителями и не с родными на кухне (да ещё и в присутствии детей)! Это тоже вопрос доверия. Вопрос того, верите ли вы в то, что можете договориться, можете совместно найти решение, или нет. Иногда это бывает трудно. Но никто не обещал, что будет легко.
В предыдущей статье мы говорили о том, что нужно запастись терпением и быть готовым трудиться. Доверие по отношению к тренеру – это терпение и труд одновременно. Терпение – тогда, когда кажется, что время идёт, а результата нет (и думается, что тренер делает что-то не так). Это в том числе и необходимость «не доставать» тренера каждую неделю вопросами типа «ну как там мой-то?». Труд – тогда, когда нужно научить себя доверять, когда нужно выстраивать отношения в связке «родитель-тренер», когда нужно учиться не мешать, а помогать тренеру.
Как же мы можем помочь? Помочь тренеру и нашему ребёнку? Будем рассуждать об этом в следующих статьях.
Источники:
2. https://www.soccer.ru/news/1266584/fedun-leonid-spartak
3. https://www.sports.ru/tribuna/blogs/festival/2974891.html