Найти тему
Смотри в себя

Почему говорят: «раб Божий»? Объясняют священники и богословы

Почему в молитвах употребляется слово «раб», ведь Господь в Евангелии называет нас своими детьми? Обратите внимание, как по-разному на этот вопрос ответили священнослужители и богословы.

Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель, проповедник, миссионер.
Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель, проповедник, миссионер.

Димитрий Смирнов, протоиерей:

Дело в том, что детьми Божьими апостол и евангелист Иоанн называл тех, кто отдал жизнь за Христа. Сейчас вряд ли такие найдутся, может один-два в приходе. Остальные только на пути к этому.

Христиане хотят быть соработниками Божьими. Раб — от слова «работа». Люди трудятся над собой, чтобы в дальнейшем стать чадами Божьими. А пока ещё совсем не чада Божьи. Я не буду говорить, чьи они чада, чтобы не обижать и не охлаждать стремления…

А пока они работают минимально: пост соблюдают, немножко молятся, матом стараются не ругаться. И всё. А какие же это чада Божьи?

Спросишь: «А как у тебя сынок?» Одна отвечает: «Ой, да он у меня пьёт». Другая говорит: «А мой не работает, на диване лежит, телевизор смотрит». Третья: «А мой музыку какую-то дурацкую слушает в своём телефоне ночами напролёт ». Спрашивается: ну, если ты — чадо Божье, а кого же ты воспитала?

Речь идёт о разных людях, о людях разного духовного устроения. И когда говорят «рабы Божьи» — это, считайте, поощрение. Потому что у многих эта работа выражается в примитивных действиях — кушать в пост творожок. Творожок! Ну, это же уровень детского сада.

Андрей Кураев — богослов, философ, церковный учёный, религиозный и общественный деятель, публицист, писатель, проповедник, миссионер.
Андрей Кураев — богослов, философ, церковный учёный, религиозный и общественный деятель, публицист, писатель, проповедник, миссионер.

Андрей Кураев, богослов:

Почему мы называемся рабами, а не детьми, как повествует Евангелие? Потому что молитвы — это не то, что Бог нам говорит, а то, что мы говорим Богу.

Поймите, что не всегда удобно обращаться к Богу, называя все свои почётные титулы: «Послушай, Господь, к тебе обращаюсь я — профессор богословия, трижды лауреат и, кстати, Твой сыночек…»

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Если мы являемся рабами греха, то мы так же можем являться и рабами добродетели. Скажите, человек, который охвачен любовью, он раб или нет? Мать, охваченная любовью к своему ребенку, бросается в огонь, чтобы спасти его. Она может броситься не только в огонь, а куда угодно.

Исаак Сирин пишет, что человек, достигший любви, готов десятикратно в день быть сжигаем за свою любовь.

Человек, охваченный любовью, является рабом этой любви. И это есть абсолютное счастье. Такое рабство — не является мучением, оно погружает человека в состояние радости и счастья.

Человек — раб. В каком смысле? Он не может не любить. И в этом смысле он — раб Божий. Он раб любви. Оказывается, он — раб любви.

Стахий Колотвин — иерей, настоятель церкви Воздвижения Креста Господня в Митино, участник различных телепроектов на каналах «Спас» и «Союз».
Стахий Колотвин — иерей, настоятель церкви Воздвижения Креста Господня в Митино, участник различных телепроектов на каналах «Спас» и «Союз».

Стахий Колотвин, иерей:

Этот вопрос вызывает порой недоумение среди самих христиан. А также является причиной насмешек людей, которые о христианстве имеют довольно смутные представления.

На самом деле, нигде Господь не называет нас своими рабами. А вот люди себя рабами именуют. Почувствуйте разницу. Это не то, что от нас требует Господь. Это то, что сам человек чувствует. Чувствует, что он не достоин Господу быть ровней. Он может, как раб, Его волю исполнить. Но Господь не хочет слепого повиновения. Он хочет от нас свободного выбора.

Давайте вспомним притчу о блудном сыне. Сын растратил часть отцовского имения, жил блудно, стал голодать, ему стало очень тяжело, он решил вернуться к отцу. При встрече он сказал ему, что не достоин называться сыном, и просит его взять к себе работником. А отец, как только завидел сына, бросается к нему навстречу, обнимает, дарит перстень. А перстень — это символ власти. Господь даёт своему сыну возможность властвовать.

Поэтому и каждый христианин, который приходит и говорит: «Господи, я — раб Твой. Я, правда, не достоин быть Твоим сыном, наследовать Царствие Небесное. Это совсем не про меня. Я надеюсь на Твоё милосердие».

И Господь, видя это смирение, скажет: «Царствуй вместе со мною в Царстве Небесном».

Ещё статья: Каждое наше деяние является бумерангом. Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение молитвабогу молитва молитвабогу