Сапфо, Сафо или Псапфа, именно такие имена носила известнейшая поэтесса древней Греции.
Её стихотворения воспевали Сократ, Платон, Страбон и другие. Так сильно древние греки пытались опорочить поэтессу, что придумывали про её жизнь комедии и драмы и показывали их на театральных представлениях, после которых слагались мифа о её жизни.
1. Биографическая справка о жизни Сапфо
Ее биографические данные противоречивы и спорны. Принято считать, что родилась она на острове Лесбос в маленьком городе Эрос, позже жила переехала в Митилены, центральный город острова. По преданию, Сапфо – дочь аристократа Скамандронима, занимавшегося торговлей, и Клейсы родилась между 630 и 620 до н.э.
В шесть лет девочка осиротела, отчего её отдали в школу гетер, где обучали пению и танцам. В школе Сапфо почувствовала призвание к поэзии. В юном возрасте Сапфо писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни.
Примерно в 17-летнем возрасте с семьей Сапфо с братьями – Хараксом, Ларихом и Эвригом – пришлось бежать с острова в Сицилию, так как начались волнения, связанные с законами против роскоши приписываемые Питтаку.
Вскоре Сапфо вышла замуж за Керкила. В браке писательница родила дочь Клейсу которой посвятила цикл стихов. Но муж, и ребенок Сапфо прожили недолго.
Лишь в 595, когда Сапфо было за тридцать, она смогла возвратиться на Лесбос и поселиться по-прежнему в городе Митилены. Вернувшись в Митилены Сапфо открывает Школу риторики, посвященную богине Афродите, слушательницами которой были знатные молодые девушки. Их Сапфо обучала музыке, танцам и стихосложению на эолийском диалекте.
По легенде, Сапфо покончила с собой около 572 до н.э., бросившись в море с утеса на острове Левкадия. Согласно этому преданию, под конец жизни Сапфо увлеклась мужчиной — молодым греком Фаоном, перевозившим пассажиров с Лесбоса на азиатский берег. Не найдя взаимности, она направилась туда, где страдавшие от безумной любви находили забвение навсегда.
2. Вклад Сапфо в культуру
С кифарой в руках, Сапфо декламировала свои строфы, их записывали ее ученицы. Дошедшие до потомков ее призывы к любви и страстные признания оказали влияние на творчество Сократа, который величал ее своей «наставницей» в вопросах любви, Платона, назвавшего ее «десятой музой», Горация и Катулла. Выдающийся историк древности, а также Страбон именовал ее «чудом» и утверждал, что «напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая в поэзии могла бы выдержать хотя бы приблизительно сравнение с Сапфо».
Помимо любовной лирики, Сапфо была известна своими эпиталамиями – свадебными песнями, отобразившими прощание невесты с девичеством, песни и шутки перед брачным покоем. По стилю эпиталамии Сапфо напоминают народные свадебные песни и богато расцвечены сравнениями фольклорного типа.
Из всего массива творчества Сапфо дошло лишь несколько целых стихотворений и множество фрагментов.
Поэтесса подарила истории литературы особый тип чередования ударных и безударных слогов, именуемый «сапфической строкой».
А между тем в этом стихотворении в подлинном виде есть особенность —страстное и пылкое любовное стихотворение посвящено женщиной женщине. Этот факт неоспорим — он подтверждается некоторыми другими отрывками нашей поэтессы.
3. Мифы связанные с жизнью Сапфо
Можно сразу сказать, что жизнь Сапфо один сплошной миф, так как даже дата и место её рождения вызывает споры. Источников о её жизненном пути и деятельности осталось мало. Но факт того, что в истории она была яркой личностью неоспорим. Именно поэтому более поздние поэты придумывали комедии с её участием и высмеивали её жизнь.
Например один из мифов связан с её мужем Керкилом и её дочерью Клейсой. По некоторым данным Керкил в переводе с древнегреческого звучит как — пенис. Его образ в жизни Сапфо появляется в комедиях, которые уже писали и ставили после её смерти. А Клейсой, некоторые исследователи считают её близкую подругу, а не дочь.
История её смерти, тоже является полуреальной. Фаон был лодочником, который за небольшую плату перевозил путешественников с Лесбоса на близкий малоазиатский материк. Сапфо влюбилась в молодого юношу, она не смогла смириться с отвергнутой любовью и бросилась в море с утеса на острове Левкадия. Подобные поступки считались ритуальными и практиковались в рамках культа Аполлона.
Фаон и Сапфо, тем или другим путем ведет свое происхождение из той же аттической комедии. Аттические поэты, сделавшие из Сапфо гетеру, создали для неё и ту романическую славу, которая до сих пор продолжает привлекать сердца и делает из эолийской поэтессы любимую героиню поэтических произведений.
Также можно подчеркнуть, что многие ассоциировали остров Лесбос с жительницами на нем людей, живших гомосексуальными отношениями. Это тоже неверная информация, хотя Сапфо явно любила женщин, писала им пылкие стихи, название острова к этому никакого отношения не имеет.
4. Воспоминания о Сапфо в разных источниках
Судить о жизни поэтессы мы можем в основном по её стихам, тем не менее остались труды, где она упоминается.
Отметим: Аристотель, человек изумительного интеллектуального вклада, вспомнил о стихах Сапфо (Аристотель. Риторика. I. 1367а 10 слл.). И Геродот, «отец истории», говорит о ней, — правда, исключительно в связи с романом ее брата Харакса и гетеры из египетского Навкратиса.
Но Геродот, конечно, читал и стихи Сапфо. Равно как читал их и его современник Горгий — очень крупный философ и оратор V века до н. э. Подмечено, что и на речь Горгия «Похвала Елене», и на рассказ Геродота о Елене Прекрасной повлияло то стихотворение митиленской поэтессы, в котором упоминается эта прославленная героиня эллинских мифов (Сапфо. фр. 16 Lobel-Page).
Подводя итог Самым главным для Сапфо — во всяком случае, на протяжении ее взрослой жизни — была не ее семья, не ее полис, а ее фиас (школа), подруги и ученицы. Они упомянуты в немалом количестве, чуть ли не в большем, чем родственники нашей героини. А в сборнике стихов Сапфо эти близкие ей женщины и девушки занимают воистину наиболее видное место.
О, приди ж ко мне и теперь! От горькой
Скорби дух избавь и, чего так страстно
Я хочу, сверши и союзницей верной