5 подписчиков

Женщины в истории. Фиалкокудрая Сапфо.

Сапфо, Сафо или Псапфа, именно такие имена носила известнейшая поэтесса древней Греции.

Её стихотворения воспевали Сократ, Платон, Страбон и другие. Так сильно древние греки пытались опорочить поэтессу, что придумывали про её жизнь комедии и драмы и показывали их на театральных представлениях, после которых слагались мифа о её жизни.

1. Биографическая справка о жизни Сапфо

Джон Уильям Годвард – Сапфо 1910
Джон Уильям Годвард – Сапфо 1910

Ее биографические данные противоречивы и спорны. Принято считать, что родилась она на острове Лесбос в маленьком городе Эрос, позже жила переехала в Митилены, центральный город острова. По преданию, Сапфо – дочь аристократа Скамандронима, занимавшегося торговлей, и Клейсы родилась между 630 и 620 до н.э.

Вид Лесбоса из космоса и расположение городов на карте острова
Вид Лесбоса из космоса и расположение городов на карте острова

В шесть лет девочка осиротела, отчего её отдали в школу гетер, где обучали пению и танцам. В школе Сапфо почувствовала призвание к поэзии. В юном возрасте Сапфо писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни.

Примерно в 17-летнем возрасте с семьей Сапфо с братьями – Хараксом, Ларихом и Эвригом – пришлось бежать с острова в Сицилию, так как начались волнения, связанные с законами против роскоши приписываемые Питтаку.

Вскоре Сапфо вышла замуж за Керкила. В браке писательница родила дочь Клейсу которой посвятила цикл стихов. Но муж, и ребенок Сапфо прожили недолго.

Лишь в 595, когда Сапфо было за тридцать, она смогла возвратиться на Лесбос и поселиться по-прежнему в городе Митилены. Вернувшись в Митилены Сапфо открывает Школу риторики, посвященную богине Афродите, слушательницами которой были знатные молодые девушки. Их Сапфо обучала музыке, танцам и стихосложению на эолийском диалекте.

По легенде, Сапфо покончила с собой около 572 до н.э., бросившись в море с утеса на острове Левкадия. Согласно этому преданию, под конец жизни Сапфо увлеклась мужчиной — молодым греком Фаоном, перевозившим пассажиров с Лесбоса на азиатский берег. Не найдя взаимности, она направилась туда, где страдавшие от безумной любви находили забвение навсегда.

2. Вклад Сапфо в культуру

Сапфо, Сафо или Псапфа, именно такие имена носила известнейшая поэтесса древней Греции.  Её стихотворения воспевали Сократ, Платон, Страбон и другие.-3

С кифарой в руках, Сапфо декламировала свои строфы, их записывали ее ученицы. Дошедшие до потомков ее призывы к любви и страстные признания оказали влияние на творчество Сократа, который величал ее своей «наставницей» в вопросах любви, Платона, назвавшего ее «десятой музой», Горация и Катулла. Выдающийся историк древности, а также Страбон именовал ее «чудом» и утверждал, что «напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая в поэзии могла бы выдержать хотя бы приблизительно сравнение с Сапфо».

Помимо любовной лирики, Сапфо была известна своими эпиталамиями – свадебными песнями, отобразившими прощание невесты с девичеством, песни и шутки перед брачным покоем. По стилю эпиталамии Сапфо напоминают народные свадебные песни и богато расцвечены сравнениями фольклорного типа.

Из всего массива творчества Сапфо дошло лишь несколько целых стихотворений и множество фрагментов.

Поэтесса подарила истории литературы особый тип чередования ударных и безударных слогов, именуемый «сапфической строкой».

А между тем в этом стихотворении в подлинном виде есть особенность —страстное и пылкое любовное стихотворение посвящено женщиной женщине. Этот факт неоспорим — он подтверждается некоторыми другими отрывками нашей поэтессы.

Рафаэль. Сапфо. 1510–1511
Рафаэль. Сапфо. 1510–1511

3. Мифы связанные с жизнью Сапфо

Можно сразу сказать, что жизнь Сапфо один сплошной миф, так как даже дата и место её рождения вызывает споры. Источников о её жизненном пути и деятельности осталось мало. Но факт того, что в истории она была яркой личностью неоспорим. Именно поэтому более поздние поэты придумывали комедии с её участием и высмеивали её жизнь.

Например один из мифов связан с её мужем Керкилом и её дочерью Клейсой. По некоторым данным Керкил в переводе с древнегреческого звучит как — пенис. Его образ в жизни Сапфо появляется в комедиях, которые уже писали и ставили после её смерти. А Клейсой, некоторые исследователи считают её близкую подругу, а не дочь.

Сапфо (?). Фреска из Помпей. Неаполь, Национальный археологический музей
Сапфо (?). Фреска из Помпей. Неаполь, Национальный археологический музей

История её смерти, тоже является полуреальной. Фаон был лодочником, который за небольшую плату перевозил путешественников с Лесбоса на близкий малоазиатский материк. Сапфо влюбилась в молодого юношу, она не смогла смириться с отвергнутой любовью и бросилась в море с утеса на острове Левкадия. Подобные поступки считались ритуальными и практиковались в рамках культа Аполлона.

Фаон и Сапфо, тем или другим путем ведет свое происхождение из той же аттической комедии. Аттические поэты, сделавшие из Сапфо гетеру, создали для неё и ту романическую славу, которая до сих пор продолжает привлекать сердца и делает из эолийской поэтессы любимую героиню поэтических произведений.

Также можно подчеркнуть, что многие ассоциировали остров Лесбос с жительницами на нем людей, живших гомосексуальными отношениями. Это тоже неверная информация, хотя Сапфо явно любила женщин, писала им пылкие стихи, название острова к этому никакого отношения не имеет.

4. Воспоминания о Сапфо в разных источниках

Сафо и Эринна в саду Митилены. Художник С. Соломон. 1864 г. Лондон, Галерея Тейт-Британия
Сафо и Эринна в саду Митилены. Художник С. Соломон. 1864 г. Лондон, Галерея Тейт-Британия

Судить о жизни поэтессы мы можем в основном по её стихам, тем не менее остались труды, где она упоминается.

Отметим: Аристотель, человек изумительного интеллектуального вклада, вспомнил о стихах Сапфо (Аристотель. Риторика. I. 1367а 10 слл.). И Геродот, «отец истории», говорит о ней, — правда, исключительно в связи с романом ее брата Харакса и гетеры из египетского Навкратиса.

Но Геродот, конечно, читал и стихи Сапфо. Равно как читал их и его современник Горгий — очень крупный философ и оратор V века до н. э. Подмечено, что и на речь Горгия «Похвала Елене», и на рассказ Геродота о Елене Прекрасной повлияло то стихотворение митиленской поэтессы, в котором упоминается эта прославленная героиня эллинских мифов (Сапфо. фр. 16 Lobel-Page).

Подводя итог Самым главным для Сапфо — во всяком случае, на протяжении ее взрослой жизни — была не ее семья, не ее полис, а ее фиас (школа), подруги и ученицы. Они упомянуты в немалом количестве, чуть ли не в большем, чем родственники нашей героини. А в сборнике стихов Сапфо эти близкие ей женщины и девушки занимают воистину наиболее видное место.

О, приди ж ко мне и теперь! От горькой

Скорби дух избавь и, чего так страстно

Я хочу, сверши и союзницей верной

Будь мне, богиня!