К ночи прочитала открытое письмо Меган Маркл американским политикам и, в частности, славной уже Нэнси Пелоси. Герцогиня Сассекская пишет о том, что в США нужно вводить декретный отпуск и на время пандемии ни в коем случае не урезать те крошечные пособия по болезни, которые были введены недавно и уже режутся администрацией Байдена... Тут даже не знаю, как сейчас объяснить для россиян, никогда вникавших в особенности устройства американского государства, что значит - у людей нет декретных отпусков и почти нет больничных. Но в США их нет.
Для меня письмо Меган Маркл стало поводом об этом вспомнить. Мы не ценим достижения советского государства. Да, оно было жестокое, несвободное. Но едва ли не первое, в прямом смысле, что сделали, придя к власти, большевики, это ввели декретный отпуск. Об истории этого пособия в нашей стране я писала отдельно: как Сталин его укоротил, как при Брежневе подделывали сроки беременности... Тем не менее, в США нет сейчас даже того, что у нас оставалось после затягивания Сталиным гаек и поясов.
Думаю, стоит сразу сказать, что я была в Америке, я люблю их страну, их монументальную культуру, они мне интересны, я бы хотела еще туда съездить. Но болеть и сидеть в декрете я бы в Америке не хотела.
В это сложно поверить, но там не платят даже на время восстановления после родов: женщина работает до самых схваток, а выходит на службу, когда еще матка не сократилась. Если, конечно, у нее нет финансовой подушки на несколько месяцев, а у большинства американок ее нет, полагаю. И в США очень мало компаний, как правило, это гигантские корпорации, которые оплачивают хоть какой-то декретный отпуск, хотя бы 4-6 недель.
Однако, беда даже не в том, что женщинам не дают денег на декрет - они должна выйти на работу, если хотят сохранить за собой место. И выходят! С месячным младенцем дома вовсю работают. Если мать зарабатывает хотя бы на двести долларов больше оплаты няни или, пусть и при маленькой зарплате, имеет хорошие карьерные перспективы, она выходит на работу.
А ребенок? Ребенок остается дома...
Больничных в США тоже нет. Просто нет, они - большая редкость и частная инициатива, опять же, больших компаний. В Америке можно позвонить в отдел HR или напрямую боссу, сказаться больным и отпроситься на полдня-максимум день. И вряд ли чаще раза в год.
Как они в эти полтора с лишним года живут? Так и живут. Правительство вводило какие-то крайне ограниченные пособия, которые теперь урезают. При том, что там много болели, была дистанционная учеба, закрывались садики, тоже платные, кстати. На что люди жили? Честно говоря, не представляю. Потому что там нет даже наших больничных. Напомню, у нас полагается оплата в размере 60% от среднего заработка, если стаж менее пяти лет, 80% - при стаже от пяти до восьми лет, и в размере 100%, если стаж больше этого срока. Правда, там за детские больничные иначе начисляют оплату. Но зато за больничный на детей до семи лет теперь платят всем 100% заработка. Просто невообразимо для американцев. В своем письме Сенату и Конгрессу Меган Маркл, кстати, приводит пример... но не России, а Эстонии почему-то. Я думаю, с вечера вчерашнего дня число запросов "Эстония" по всему миру увеличилось. Уж не знаю, отчего вдруг герцогиня из всех стран, где есть декретные отпуска, вспомнила только Эстонию... Может, у нее подружка из Эстонии, не знаю. Но по тексту видно, что наличие в Эстонии полуторагодичного декретного отпуска крайне автора письма впечатлило.
А меня ее обращение заставило так же вспомнить свое материнство. Я сама была ребенком, чья мать с моего года вышла на работу. Сначала я оставалась с бабушкой, потом, лет с четырех, стала уже подолгу оставаться одна. В первый класс я уже точно ходила одна, с подружками. Отдали меня туда в неполные шесть. Я уже писала, что вся моя книга "Мама!!!", по большому счету, даже не о драме девяностых - она о том, что семьи так жить не должны.
Дети не должны расти без матерей, если они у них есть и их любят
Сама я задолго до появления ребенка знала, что буду рожать только при условии, что хотя бы лет до пяти, а лучше - до школы, я смогу заниматься ребенком. Так и случилось. Моей дочери седьмой год, все это время мы с ней провели вместе. Я не ходила ни в какой офис, я всегда была рядом со своим ребенком, больше двух лет я по требованию, вдоволь, кормила ее грудью. Более того, отец тоже всегда был рядом. Ребенок не сидел ни разу с няней, в садик она пошла исключительно по собственной инициативе, очень этого хотела, и мы ее возили в сад. Когда дочери в садике стало неинтересно, мы ее оттуда забрали.
Конечно, я всегда сравниваю свое детство и детство дочки. Конечно, я понимаю, как нам с ней обеим повезло. Как мне повезло в сравнении с моей матерью, которая была вынуждена оставлять своего единственного ребенка няньке и в яслях. Но, кажется, я все же никогда до конца не пойму всю трагедию женщины, которая не может быть со своим ребенком хотя бы в первые годы его жизни, тем более - в первые месяцы.
Множество женщин в США выходят на работу на 12-15 день после родов. Их дети остаются в лучшем случае с бабушками (что большая редкость, бабушки тоже работают), а в большинстве - с чужими людьми.
А во время болезни они сидят с детьми без оплаты и с риском потерять работу
Примечательно, что американский истеблишмент уже отреагировал на открытое письмо Маркл и ее инициативу по созданию движения борьбы за декретные отпуска - в США заявили, что герцогиня перешла границы и злоупотребляет своим статусом, потому что ей, якобы, не положено лезть в политику.
Замахнулась на святое, конечно. Кстати, я представляю, если бы она рассказала, что не в Эстонии, а в России есть отпуск по уходу за ребенком. То-то бы получился конфуз!