Витольдт Бялыницкий - Бируля. Серый день.
«В основе таланта пейзажиста всегда лежит искренняя любовь к природе. Понять, почувствовать природу, суметь подслушать ее говор не всем дано. Всю свою жизнь я много работал, учился, наблюдал и прислушивался к молчанию и говору природы». В.К.Бялыницкий - Бируля.
Белорусский художник Витольд Каэтанович Бируля (позже он взял псевдоним Бялыницкий по названию села в Могилевской области) специализировался на пейзажах.
Любовь к этому жанру привили ему учителя В. Поленов и И. Левитан. Первый был преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда приехал Бируля после обучения в Киевской рисовальной школе.
А в мастерской Левитана белорусский художник работал после окончания училища, уже тогда видно запал ему в душу пейзажный жанр, не зря же у Левитана, как теперь говорят, стажировался.
в 1901 году Бялыницкий-Бируля приехал в Удомлю, приглашенный Николаем Ильичом Колокольцовым, владельцем имения Ворониха на берегу озера Кезадра.
По всей видимости, живописные эти места впечатлили Бирулю, он строит здесь на высоком берегу Удомельского озера дачу «Чайка» (прямо по-чеховски), где прожил более четырех десятилетий.
Многие полотна пейзажиста написаны именно в окрестностях «Чайки».
Любимыми временами года Бялыницкого-Бирули были весна, осень, зима, они и нашли свое воплощение в его многочисленных работах.
Летние сюжеты у него встречаются редко, да и то в них, как правило, изображены хмурые, пасмурные дни.
Также внутри этих времен года живописца интересовали именно переменчивые состояния природы. Это могли быть сумерки, туман, ранний вечер, или как сегодня Серый день.
Я думаю, именно поэтому он обосновался вблизи большого озера. Как правило, большие поверхности испаряемой воды делают атмосферу зыбкой, влажной, туманной, часто идет моросящий дождик. Короче, не солнечная Италия.
Небольшая деревянная церковь и сопутствующие ей строения на высоком берегу озера Удомля (по другим данным озера Кезадра). Наверное, вполне обычный день, нет солнца, не балующего нас своим явлением зимой в северных широтах.
На картине много серого цвета. Художник использует его и для низкого неба, и для снежного покрова. Но серый переливается различными оттенками и картина не смотрится скучной и однообразной.
Графичные контуры деревьев на бровке холма как могут поддерживают вертикаль одинокого храма.
Протоптанная прихожанами среди сугробов тропинка ведет немножко в никуда, и это напоминает мне ван-гоговскую церковь в Овере, где также вьется дорога вокруг изогнутой силовыми линиями пространства церквушки, и не понятно можно ли по этой дорожке попасть в храм.
#бялыницкий бируля #белорусские художники #удомля #пейзажи тверской области