Воспитывали Машу из рук вон плохо. Просто отвратительно воспитывали. Только она это не сразу поняла. Сначала ведь не знала, что у неё родители ленивые и всё делают, лишь бы воспитанием не заниматься.
Карандаши, краски, альбомы, кисточки притащат, сунут Маше и рады-радёшеньки, что ребёнок рисует потихоньку, и воспитывать не надо. Мама от лени своей шить Машу научила, иголку ей выдала – шей куклам платья, а мне, мол, некогда. А им всегда некогда было, и на Машу вообще наплевать. Ускачут куда-нибудь в командировку, и жди их. Разве что чемодан конфет потом привезут и игрушку какую-нибудь в придачу.
И вообще, разве ж это воспитание — с папой зимой и летом рыбу ловить, да по лесам шастать, с мамой на машинке строчить и пельмени лепить, с бабушкой в огороде копаться, а с дедушкой – дрова пилить и из всякого мусора кукол делать? Это ж так, баловство. А не воспитание никакое.
Когда Маша в школу пошла и читать научилась, сразу убедилась, что родители у неё – совершенно никудышные воспитатели. И ведь всякая педагогическая литература прямо на виду лежит – знай себе читай и применяй! Так ведь нет, уткнутся в какую-нибудь фантастику или чего доброго, в газету. Или, например, между собой разговаривают про какие-то схемы, реле, кабели, а до невоспитанного ребёнка им и дела нет никакого.
Вот бабушка рассказывала – при царе-батюшке воспитывали так воспитывали! Ого-го как. И розгами воспитывали, и коленями на горох ставили. Маша горох в супе видела. Ещё – зелёный горошек в банках и в огороде тоже. А розги – это вообще что-то сказочное. Как выглядят и где растут – неизвестно.
А уроки? Отродясь родители уроки не проверяли. Повезло им, что Маша ответственная была, а если бы нет? С такими безответственными надо ухо востро держать, самой всё контролировать. И чтоб уроки сделаны были, и в школу не опаздывать. И чтоб воротнички чистые, платье выглаженное.
Маша в школе с подружками посудачит – всех дома наказывают и несправедливости творят. Кому гулять запретили, кого ругали, кого заставили весь дом убирать. А у Маши непутёвые родители. Даже завалященькой несправедливости никак придумать не могут – и поплакаться не о чем. Хорошо, иной раз учителя выручат с несправедливостью. Хоть какое-то равновесие.
Когда Маша первую двойку принесла – нет, чтоб ругаться, родители только посмеялись. И поздравили с боевым крещением. Разве это воспитание? Скучно даже. Не пошло дальше с двойками. Да и с другими безобразиями не очень-то ладилось.
Набедокурит что-нибудь Маша, а папа только вздохнёт:
— Бить тебя некому!
— Некому, — сокрушается Маша.
— А мне некогда! – вот и весь ответ.
А уж когда Маша книжку Никитиных прочитала «Правы ли мы?» — то сразу поняла, почему она такая неспортивная и не закалённая. Вот если б с пелёнок так – босиком по снегу, да чтоб всякие развивающие игры, да спортивные снаряды – вот тогда бы она небось в олимпийские чемпионки выбилась. Или школу бы в двенадцать лет закончила. Или ещё чего-нибудь такое выдающееся совершила. А так – родители попались ленивые, совсем с ней не занимались. Теперь-то уж поздно, не нагонишь! Придётся как все. Не с пелёнок.
Как-то раз Маша даже маме высказалась. Мол, что-то не так с воспитанием-то, неправильно. А мама только хмыкнула. Будут, мол, у тебя свои дети – воспитаешь правильно.
А Маша вообще детей никаких не хотела. Она их боялась и терпеть не могла – противные, орут, за волосы дёргают, говорить не умеют. Это она ещё про пелёнки только краем уха слыхала… Так маме и сказала, а та почему-то смеялась.
Так Маша и росла, как трава под забором. Безо всякого родительского надзора.
А когда совсем выросла, обзавелась детьми. Тремя. Не сразу, а постепенно. Маша сначала старалась быть идеальной, а потом плюнула. Потому что идеальная мать – это сказочное существо, в реальной жизни не водится. И объявила себя матерью-ехидной. Это чтоб дети потом не очень-то критиковали, что она их неправильно воспитывала. Уж как сумела. Сами такую мать выбрали – сами пусть и выкручиваются.
И ведь не критикуют, по крайней мере – в глаза. Похоже, даже любят и почитают. Вот что значит – вовремя позицию обозначить.
А стиль воспитания - тот же...