Найти в Дзене
Наука и т.д

Притворная уверенность людей власти

Если мы так отчаянно зависим от связи с другими людьми, почему мы мучаемся от своеобразного представления о том, что мы должны быть отстраненными, достойными и независимыми? Почему современный идеал самодостаточности так сильно привлекает нас? Тема самодостаточности появляется в поп-психологии с назойливым постоянством.Например,Мэрилин Мачловиц,автор книги 1985 года под названием“Дети_визионеры”,составила портрет предпринимателей,которые стали успешными в возрасте до сорока лет, а затем раскритиковала их за неуверенность в себе. Часто, по словам Мачловиц, эти молодые бизнесмены и женщины не чувствуют себя достойными своего успеха. В ее жалобе скрыто представление о том ,что здоровые люди никогда не будут мучиться подобными сомнениями.Но существуют ли такие в высшей степени уверенные и самодостаточные люди,с которыми нас с вами постоянно сравнивают? Очевидно,нет.Например:когда римские сенаторы обвинили Сципиона(римский военачальник) в хищении денег из государственной казны, генерал был

Если мы так отчаянно зависим от связи с другими людьми, почему мы мучаемся от своеобразного представления о том, что мы должны быть отстраненными, достойными и независимыми? Почему современный идеал самодостаточности так сильно привлекает нас? Тема самодостаточности появляется в поп-психологии с назойливым постоянством.Например,Мэрилин Мачловиц,автор книги 1985 года под названием“Дети_визионеры”,составила портрет предпринимателей,которые стали успешными в возрасте до сорока лет, а затем раскритиковала их за неуверенность в себе. Часто, по словам Мачловиц, эти молодые бизнесмены и женщины не чувствуют себя достойными своего успеха. В ее жалобе скрыто представление о том ,что здоровые люди никогда не будут мучиться подобными сомнениями.Но существуют ли такие в высшей степени уверенные и самодостаточные люди,с которыми нас с вами постоянно сравнивают?

Очевидно,нет.Например:когда римские сенаторы обвинили Сципиона(римский военачальник) в хищении денег из государственной казны, генерал был далеко не равнодушен к обвинению. Он ворвался в зал заседаний сената со своими бухгалтерскими книгами, разорвал их на глазах у законодателей и покинул Рим, чтобы никогда больше не вернуться.Историк Брэдфорд который изучал это,был убежденный в том,что Сципион действительно был мастером уверенности в себе,вероятно,был обманут уловкой аристократии, театральной шарадой, которую используют те, кто хочет получить власть над другими. Этот прием используют даже амбициозные шимпанзе для поддержания авторитета. Этолог Франс де Ваал провел шестилетнее исследование шимпанзе в бельгийском зоопарке Арнем и опубликовал его результаты в блестяще освещающем труде под названием "Политика шимпанзе". В нем Де Ваал описывает двух самцов, борющихся за первенство в группе. Борцы противостоят друг другу со всем достоинством рыцарей. Каждый из них стоит прямо, его шерсть убрана в роскошную мантию, он выглядит массивным и героическим. Но мужественный стоицизм, с которым дуэт вступает в поединок, - это поза, сохраняемая только при чрезвычайном напряжении самоконтроля. После окончания противостояния оба шимпанзе уходят. Когда один из них уверен, что находится вне поля зрения зевак, все эмоции, которые он сдерживал, внезапно бушуют на его лице. Его верхняя губа взлетает вверх, оставляя зубы обнаженными, - высший признак нервозности шимпанзе. Понимая, что другой член племени может заметить его и обратить внимание на его запоздалый ужас, недавний боец снова и снова пытается натянуть непокорную губу на зубы и вернуть себе достойный вид. Но гримаса напряжения просто не сходит с его лица.Под достоинством и уверенностью нескольких мгновений назад скрывался кипящий котел неуверенности в себе.

Т.Э. Лоуренс даже видел, как уловка невозмутимости действует среди аристократов пустыни Аравии. Лоуренс описал группу арабских вождей, созванных в шатер своего вождя, который только что узнал, что ему и его вассалам британцы собираются подарить 2000 верблюдов - настоящее состояние в виде скота. Вожди с волнением устремились к жилищу, где должна была состояться встреча, затем быстро остановились у входа в палатку, чтобы привести в порядок свои лица, позы и манеры, чтобы не войти с глупым ликованием, которое наложила на них новость о неожиданной удаче. Возвышенная независимость, которую изображали Сципион, Ганнибал, Гитлер и арабские вожди, была всего лишь старым рефлексом, оставшимся с дочеловеческих времен, - маскарадом, призванным усилить впечатление статности, величия и силы. Но под маской независимости даже самые грозные лидеры уязвимы для чужого мнения. Люди власти достаточно хорошо маскируются под отстраненность, чтобы обмануть даже экспертов-психологов. Но успех их притворства - это наша погибель: они навязывают нам ошибочное представление о самодостаточности, внушая нам чувство вины за нашу зависимость от суперорганизма.