2,2K подписчиков

Два самых известных лицея в истории: материал для классного часа

Юбилей Царскосельского лицея — повод порассуждать о том, как образование и окружение влияют на становление личности.

Юбилей Царскосельского лицея — повод порассуждать о том, как образование и окружение влияют на становление личности. Для этого мы сравнили два самых известных лицея в истории и составили список вопросов, которые можно предложить ученикам для обсуждения.

Читайте и сохраняйте статью для проведения классного часа.

С чего все началось

Ликей

Это один из гимнасиев в Древней Греции. Находился на востоке Афин, возле храма Аполлона Ликейского, по имени которого и получил название. Здесь Аристотель в последние годы жизни основал свою философскую школу.

Лицей

Императорский Царскосельский лицей появился, потому что Российской империи не хватало грамотных и патриотичных чиновников, способных занимать высокие посты, — была острая нужда в элитарном высшем учебном заведении для детей дворян. Проект лицея разработал реформатор Сперанский, а указ об основании подписал император Александр I.

Чему учили

Ликей

В Ликее Аристотель читал лекции и беседовал с последователями. Занятия в аристотелевской школе делились на два типа: для узкого круга учеников по самым трудным философским вопросам и для большего числа менее подготовленных слушателей на темы попроще.

Много внимания уделялось риторике, эмпирическим исследованиям, изучению природных процессов. В основе обучения лежали принципы системности и доказательности мысли. Ученики развивали не только ум, но и тело: они часто устраивали кулачные бои, соревновались в борьбе и боевых искусствах.

Лицей

В Царскосельском лицее образование во многом было гуманитарным. Лицеисты изучали такие дисциплины:

  • нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
  • физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Кто учил и учился

Ликей

Образование в Афинах было привилегией свободных мужчин. В гимнасиях могли обучаться мальчики, достигшие 16 лет, однако послушать лекции в Ликей зачастую приходили взрослые мужи.

Самые знаменитые воспитанники и преподаватели Ликея: Теофраст — «отец ботаники», естествоиспытатель, преемник Аристотеля на посту главы Ликея; Аристоксен Тарентский — теоретик музыки; Стратон — физик, учитель царя Птолемея II, глава Ликея после Теофраста.

Лицей

Для учебы в элитном учреждении отбирали мальчиков 10–12 лет. Лицеисты учились шесть лет — было два трехлетних курса с переводным экзаменом между ними.

Из лицея выпустились Александр Пушкин, полярный исследователь Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, писатель Михаил Салтыков-Щедрин, канцлеры, генералы, тайные и статские советники.

Список педагогов тоже впечатляет: чего только стоит имя первого директора лицея Василия Малиновского — автора одного из первых проектов отмены крепостного права.

Чем все закончилось

Ликей

С кончиной Стратона закончилась «золотая пора» Ликея. Здание учебного заведения дважды разрушалось во время войн. Как гимнасий Ликей существовал до конца II века, когда на Афины напало племя герулов.

Лицей

Дух творчества и свободолюбия покинул Царскосельский лицей, когда в 1822 году он был подчинен военному ведомству. В 1843 году учреждение переехало в столицу и было переименовано в Александровский лицей. Последняя страница истории легендарного заведения была написана в 1918 году — Совет Народных Комиссаров постановил закрыть его.

Вопросы для урока

Обсудите с учениками:

  • какие принципы легли в работу лицеев;
  • как учебная программа и окружение повлияли на мировоззрение лицеистов;
  • чем похожи и чем отличаются нынешние лицеи и образовательные учреждения прошлого;
  • какое значение имело образование для людей прошлых веков и какое — для современных;
  • смогли бы лицеисты прошлого поступить в современные вузы.

Больше идей для уроков — в наших статьях: