Что малыш ожидает от чтения в таком возрасте? Нужна ли ребёнку до двух лет своя библиотека, какие книги в нее включать и почему? Что читать? А нужно ли читать? Как читать? Стоит ли читать Пратчетта и Стругацких? Я расскажу вам о своем опыте.
В самом начале хотелось бы обозначить две роли, в которых выступает малыш, а именно:
- Читатель
- Слушатель
Малыш-читатель
Чтобы удовлетворить потребность малыша как читателя, должна быть собрана небольшая библиотека – несколько книг с яркими, не сильно детализованными картинками, которые будут находиться в прямом доступе. У малыша должна быть возможность доползти или дойти до своих книг и самостоятельно достать ту, которую хотелось бы изучить.
Книгам, которые войдут в первую библиотеку малыша, предстоят нешуточные испытания, поэтому они должны быть прочными. Их ожидает быть попробованными «на зуб» и выдержать испытание на разрыв, растяжение, размокание, падение с высоты и много что еще!
Еще, стоит обратить внимание на то, что чем меньше возраст ребенка, тем книга должна быть более разнообразна по текстуре, это может быть:
✔ твердая обложка с мягким верхом;
✔ динамик с озвучкой книги;
✔ вставки внутри с каким-то интерактивом:
- зверек, которого можно перемещать от страницы к странице;
- окошки, которые можно открыть и увидеть следующее действие или ответ на поставленный вопрос;
- глазки, которые будут становиться глазками то одного, то другого героя книги;
✔ тряпичные шуршащие книги.
Книги с тонкими страницами, которые вы будете читать только вместе – уберите повыше, чтобы ваш исследователь до них пока не добрался. Поскольку дети в таком возрасте изучают все, что им попадается на пути, предлагаю добавить в библиотеку малыша и какие-то пособия или альбомы для малышей, чтобы было что-то, что в испытании на разрыв поддавалось 😉, а вы при этом не переживали по поводу порванной книги. И не ругайте малыша, если он начнет работать шредером, это пройдет 😊
С ролью читатель в возрасте до двух лет разобрались.
Если остались вопросы или есть что добавить, пишите, буду очень рада!
Малыш-слушатель
Вопрос: «С какого возраста можно начинать читать детям?» я считаю очень странным. Т.к. роль слушателя малыш осваивает тогда, когда слышит ваш голос и не важно, что он пока еще у вас в животе или только что родился. А еще, для роли слушатель не важно – читаете вы малышу сказку держа книгу перед ребёнком, рассказываете что-то наизусть, поёте песенку или просто разговариваете с ним.
Вот и подобрались к вопросу, а для чего же мы читаем?
Чуть поумничаю: чтение, как совокупность фонетического и семантического процессов является основой полноценного и гармоничного воспитания ребёнка. Чему способствует чтение:
✔ формированию представления об окружающем мире;
✔ расширению кругозора и интересу к познанию нового;
✔ развитию:
- воображения;
- мышления;
- внимания;
- памяти;
- речи.
Чем меньше малышу, тем меньшую роль в чтении играет семантический процесс (понимание прочитанного), а большую роль играют интонация, ритм и мамин любимый голос. После понимания этого становится все гораздо разнообразнее с выбором книги для чтения. Можно выбрать и книгу с тонкими страницами, т. к. ребенок у вас на руках, и вы сможете немного дистанцироваться от книги, если книге будет угрожать уничтожение. Основной критерий — это то, что ребёнок будет готов слушать, а вам приятно читать. В таком возрасте при совместном чтении выбор будет скорее за чем-то ритмичным, с повторяющимся сюжетом или небольшие сказки. У нас хорошо шли сказки Пушкина, особенно «Сказка о царе Салтане…».
Или, например когда ребенок привык засыпать под ваш голос, но если это сказка, в которой он все понимает – то ребенок скорее всего не уснет, пока не дослушает. В этом возрасте, перед сном я могла почитать старшему ребенку «Остров сокровищ», а младший засыпал, поскольку был доволен – #мама читает 😊
Федечка у меня тренированный — еще в грудном возрасте, когда я его кормила, часто читала вслух то, что читала в тот момент сама – в основном, в то время, это были Стругацкие или Пратчетт.
Важно как вы читаете (мелодично, размеренно, как сказку), а не то, что ребенку еще рано слушать размышления Жилина («Стажеры» Аркадий и Борис Стругацкие):
«Помочь им входить в жизнь, помочь найти себя, определить свое место в мире, научить хотеть сразу многого, научить хотеть работать взахлеб.
Научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения с жизнью.
Научить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому что жизнь меняется необычайно быстро.
Научить, что любить и плакать от любви не стыдно.
Научить, что скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни.
Научить, что лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем относиться с подозрением к каждому.
Научить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других.»
Приятного чтения вам и вашим детям!
Оставляю ссылку на свою статью про любимые книги моего ребенка 7 лучших книг по мнению моего ребёнка, когда ему было 1,5–2 года со списком книг для чтения.