Найти тему
Знание предков.

Как быть счастливым? Философия ацтеков.

У древнего индейского народа ацтеков была развита собственная богатая культура, которую можно сопоставить с древнегреческой. Философия этого этноса во многом схожа с установками Аристотеля и Платона, для себя индейцы нашли ответ на вопрос, как жить, если учитывать, что боль и скоротечность – это неотъемлемые составляющие человеческого бытия.

Вопрос счастья – вечная философская проблема. Во все временные эпохи люди стремились познать, в чем же таится секрет достижения чувства абсолютной удовлетворенности. Однако еще древние ацтеки понимали, что невозможно всю свою жизнь провести исключительно в окружении позитивных эмоциональных состояний. Наша цель – прожить отведенный нам срок достойно и ради этого нам приходится жертвовать «счастьем».

При упоминании об ацтеках у многих возникают ассоциации с жертвоприношениями, однако до прибытия испанских завоевателей у индейцев имелась богатая философская культура. В кодексах христианских священнослужителей сохранились внушительные объемы мыслей ацтекских философов. Некоторые из них были представлены в форме целой серии наставлений, другие в поэтическом виде, какие-то и в форме диалога.

-2

Мысли коренного населения Мексики схожи с идеями Аристотеля и Платона. Они утверждали, что путь к счастью лежит через развитие в себе таких качеств, как способность подчиняться собственному разуму. Конечно, не стоит забывать, что все мы абсолютно разные и у каждого путь к заветному счастью уникален. Однако, по мнению Аристотеля, ключом к объективному определению счастья является именно универсальность разума.

Ацтеки, как и греки, интересовались тем, как наполнить свою жизнь счастьем. Однако они не исходили из способности человека к мысли, скорее отталкивались от ситуации вокруг себя. То есть Земля – это то место, где люди часто ошибаются, а планы могут терпеть неудачи. Все хорошее часто появляется в нашей жизни вместе с чем-то отрицательным. Сохранилась письменная запись диалога ацтекских матери и дочери: «Земля не очень хорошее место. Это не место радости или удовлетворенности. Правильнее сказать, что это место радости-усталости, радости-боли».

Ниже вашему вниманию представлен фрагмент из поэтической работы правителя города Тескоко, Несауалькойотля:

Друзья мои, встаньте!

Князья стали нищими,

я Несауалькойотль,

я певец, голова ары.

Возьмите свои цветы и своего поклонника,

С ними пуститесь в пляс!

Ты мой ребенок,

ты Йоонзин [нарцисс].

Возьми свой шоколад,

цветок дерева какао,

выпей все до дна!

Танцуй, пой!

Наш дом не здесь,

мы живем не здесь,

тебе тоже придется уйти.

Несауалькойотля
Несауалькойотля

Можно провести параллель между этим отрывком и строкой из Священного Писания: «Давайте есть и пить, потому что завтра мы умрем». 1-е послание к Коринфянам 15:32.

Возможно, это звучит удручающе, однако это толкает нас на мысль о том, что нужно жить не прошлым, которое изменить не в наших силах, но ведь оно наградило нас бесценным опытом. И не стоит жить будущим, которому мы также не хозяева, оно словно мираж. В наших руках настоящее, в котором наши способности безграничны, которым можно и нужно наслаждаться, ведь «сейчас» не повторится никогда. Но ацтеки задавались вопросом: как жить, если учитывать боль и мимолетность, которые являются неотъемлемой частью нашего бытия?

Существует такое ацтекское слово «neltiliztli», которое буквально означает «укорененность», по-другому переводится, как «истина» или «добро». Ацтеки верили, что настоящая жизнь – это то, к чему способны стремиться самые просветленные люди посредством своих действий. Этот взгляд ацтекских философов частично перекликается с идеями их греков, но в некоторых моментах расходится. Достойная жизнь, по мнению ацтеков может быть достигнута на четырех отдельных уровнях, нежели у их «западных» коллег.

Характер – это первый уровень. Укоренение начинается с тела, которому часто не придается значение в европейской традиции. Ацтеки укрепляли свой характер с помощью регулярных упражнений, которые внешне напоминают йогу.

Следующий уровень - укоренение в собственной душе. Цель – достичь уравновешивания между «сердцем» (местом желания) и «лицом» (местом суда). Добродетельные качества создают возможность этого баланса.

Третий уровень – укоренение в обществе через исполнение социальной роли. Это связывает людей друг с другом и позволяет обществу функционировать. В наши дни мы стараемся преуспеть в той или иной социальной роли, то есть быть хорошими инженерами, юристами, наставниками, отцами, матерями и т. д. У ацтеков такие роли были связаны с календарями праздников. Обряды являлись формой нравственного воспитания и приучения людей к добродетелям, которые необходимы для укоренения жизни.

Четвертый уровень – это поиск опоры в теотле, божественном начале бытия. Для ацтеков теотл – бог, природа, сущность, присутствие которой проявлялось в различных формах. Укоренение в нем достигалась через уровни, которые упомянуты выше.

В жизни, которая проведена согласно всем упомянутым принципам, человек обретал гармонию тела, разума, социального предназначения и природы.