У древнего индейского народа ацтеков была развита собственная богатая культура, которую можно сопоставить с древнегреческой. Философия этого этноса во многом схожа с установками Аристотеля и Платона, для себя индейцы нашли ответ на вопрос, как жить, если учитывать, что боль и скоротечность – это неотъемлемые составляющие человеческого бытия.
Вопрос счастья – вечная философская проблема. Во все временные эпохи люди стремились познать, в чем же таится секрет достижения чувства абсолютной удовлетворенности. Однако еще древние ацтеки понимали, что невозможно всю свою жизнь провести исключительно в окружении позитивных эмоциональных состояний. Наша цель – прожить отведенный нам срок достойно и ради этого нам приходится жертвовать «счастьем».
При упоминании об ацтеках у многих возникают ассоциации с жертвоприношениями, однако до прибытия испанских завоевателей у индейцев имелась богатая философская культура. В кодексах христианских священнослужителей сохранились внушительные объемы мыслей ацтекских философов. Некоторые из них были представлены в форме целой серии наставлений, другие в поэтическом виде, какие-то и в форме диалога.
Мысли коренного населения Мексики схожи с идеями Аристотеля и Платона. Они утверждали, что путь к счастью лежит через развитие в себе таких качеств, как способность подчиняться собственному разуму. Конечно, не стоит забывать, что все мы абсолютно разные и у каждого путь к заветному счастью уникален. Однако, по мнению Аристотеля, ключом к объективному определению счастья является именно универсальность разума.
Ацтеки, как и греки, интересовались тем, как наполнить свою жизнь счастьем. Однако они не исходили из способности человека к мысли, скорее отталкивались от ситуации вокруг себя. То есть Земля – это то место, где люди часто ошибаются, а планы могут терпеть неудачи. Все хорошее часто появляется в нашей жизни вместе с чем-то отрицательным. Сохранилась письменная запись диалога ацтекских матери и дочери: «Земля не очень хорошее место. Это не место радости или удовлетворенности. Правильнее сказать, что это место радости-усталости, радости-боли».
Ниже вашему вниманию представлен фрагмент из поэтической работы правителя города Тескоко, Несауалькойотля:
Друзья мои, встаньте!
Князья стали нищими,
я Несауалькойотль,
я певец, голова ары.
Возьмите свои цветы и своего поклонника,
С ними пуститесь в пляс!
Ты мой ребенок,
ты Йоонзин [нарцисс].
Возьми свой шоколад,
цветок дерева какао,
выпей все до дна!
Танцуй, пой!
Наш дом не здесь,
мы живем не здесь,
тебе тоже придется уйти.
Можно провести параллель между этим отрывком и строкой из Священного Писания: «Давайте есть и пить, потому что завтра мы умрем». 1-е послание к Коринфянам 15:32.
Возможно, это звучит удручающе, однако это толкает нас на мысль о том, что нужно жить не прошлым, которое изменить не в наших силах, но ведь оно наградило нас бесценным опытом. И не стоит жить будущим, которому мы также не хозяева, оно словно мираж. В наших руках настоящее, в котором наши способности безграничны, которым можно и нужно наслаждаться, ведь «сейчас» не повторится никогда. Но ацтеки задавались вопросом: как жить, если учитывать боль и мимолетность, которые являются неотъемлемой частью нашего бытия?
Существует такое ацтекское слово «neltiliztli», которое буквально означает «укорененность», по-другому переводится, как «истина» или «добро». Ацтеки верили, что настоящая жизнь – это то, к чему способны стремиться самые просветленные люди посредством своих действий. Этот взгляд ацтекских философов частично перекликается с идеями их греков, но в некоторых моментах расходится. Достойная жизнь, по мнению ацтеков может быть достигнута на четырех отдельных уровнях, нежели у их «западных» коллег.
Характер – это первый уровень. Укоренение начинается с тела, которому часто не придается значение в европейской традиции. Ацтеки укрепляли свой характер с помощью регулярных упражнений, которые внешне напоминают йогу.
Следующий уровень - укоренение в собственной душе. Цель – достичь уравновешивания между «сердцем» (местом желания) и «лицом» (местом суда). Добродетельные качества создают возможность этого баланса.
Третий уровень – укоренение в обществе через исполнение социальной роли. Это связывает людей друг с другом и позволяет обществу функционировать. В наши дни мы стараемся преуспеть в той или иной социальной роли, то есть быть хорошими инженерами, юристами, наставниками, отцами, матерями и т. д. У ацтеков такие роли были связаны с календарями праздников. Обряды являлись формой нравственного воспитания и приучения людей к добродетелям, которые необходимы для укоренения жизни.
Четвертый уровень – это поиск опоры в теотле, божественном начале бытия. Для ацтеков теотл – бог, природа, сущность, присутствие которой проявлялось в различных формах. Укоренение в нем достигалась через уровни, которые упомянуты выше.
В жизни, которая проведена согласно всем упомянутым принципам, человек обретал гармонию тела, разума, социального предназначения и природы.