Май 1909 года. Петербург.
Два молодых поэта затеяли скрестить перья в излюбленной с самого XVIII века салонной игре буримэ.
Один поэт — мощный, кряжистый, с буйной шевелюрой, настоящий Илья Муромец. Ему под тридцать. Вот уже пять лет, как он считается символистом и написал уже немало статей по этому поводу в литературных журналах. Но его первый стихотворный сборник еще впереди. А зовут его Максимилиан Волошин.
Другой поэт на целых девять лет моложе. Он выпускник Сорбонны и только что вернулся из путешествия по Греции, Турции и Египту. Свой первый поэтический сборник он издал год назад и получил за это от великого Валерия Брюсова изрядный нагоняй.
Он высокий, худощавый, медлительный, с сонным лицом и косящими глазами. Это Николай Гумилев.
Поэты поставили перед собой задачу жесткую. Семь пар рифм — 14 строк — классический сонет. И эти пары рифм должны идти в строго заданной последовательности.
А какие рифмы! Пожалуй, направление здесь задал символист Волошин, а путешественник Гумилев добавил экзотики.
Вот эти рифмы:
иней — пиний (экзотическое южное дерево пиния)
дней — тесней,
глициний — эриний (глициния — еще одно экзотическое чудо, эринии — древнегреческие богини мести и ненависти)
тусклей — коней,
с плеча — расточа,
богов — облаков,
буры (краткое прилагательное от “бурые”) — ассуры. (боги низшей касты в Древней Индии, воплощение жизненных сил, бурных эмоций, гнева, ярости, гордости)
Сам выбор рифм выстраивает неожиданный сюжет. Южные сосны пинии соединены рифмой с северным инеем. Чудо красоты и изящества глицинии — с воплощением мести и злобы эриниями. А в последней рифме вдруг в противовес дневнегреческому колориту вдруг возникают существа из дневнеиндийского эпоса. Как все эти свести воедино?
Вот такие два стиха получилось в результате. Два разные поэтические направления, представлены отнюдь не канонически. Очень приблизительный символизм Волошина, от которого он в скором времени откажется, как и от всех прочих направлений, — и сам себя не умеющий толком определить акмеизм.
Стих Волошина. Это всего лишь картина — грозовые облака на закате. Но картина превращается в мистическое действо. Реальности не существует, она лишь кажется и растворяется под пристальным взором. Это действительно магия грозового облака ежеминутно меняющего цвет и форму.
Но как же тяготит и выбивает почву под ногами эта магия.
Читать полностью http://olgaveiga.ru/gumilev_i_voloshin_poeticheskaya_duel/