26,2K подписчиков

Ведьмы - это красиво: магия прерафаэлитов

3,1K прочитали

В красавицах, смотрящих на нас с картин прерафаэлитов, всегда чувствуется разрушительная сила, некое зло. Что это — страх перед властными и сильными дамами, как считают феминистки? Или просто отголосок старинных легенд, которые вдохновляли художников?

Подружка невесты. Фрагмент. Джон Эверетт Милле, 1851
Подружка невесты. Фрагмент. Джон Эверетт Милле, 1851

Темная сторона прерафаэлитов

Если вы, сделав крен в сторону «банальной роскоши» (почему бы и нет?), пожелаете купить авторскую картину для украшения гостиной, стиль прерафаэлитов может показаться идеальным — каждая травинка и листочек пейзажа, каждая складка на платье поражают красотой. Но чем дольше смотришь — тем сильнее ощущение магии, и не всегда белой.

Пожалуй, в наиболее зловещем свете работы прерафаэлитов выставлены в мрачном романе Джоанн Харрис «Небесная подруга» (в оригинале он, впрочем, называется «The Evil Seed»).

Прозерпина. Данте Габриэль Россетти, 1878
Прозерпина. Данте Габриэль Россетти, 1878

Роман рассказывает о вампирах, и после него «Прозерпину» Россетти уже воспринимаешь иначе. Впрочем, вампиров в понимании современной массовой культуры прерафаэлиты не писали. А вот ведьмы и волшебницы на их картинах есть.

Хрустальный шар. Джон Уильям Уотерхаус, 1902
Хрустальный шар. Джон Уильям Уотерхаус, 1902

Джон Уильям Уотерхаус: не только волшебница Шалот

Чаще всего обращался к теме колдовства и магии Джон Уильям Уотерхаус. При этом, в отличие от Фредерика Сэндиса, изображавшего колдуний злорадными, Уотерхаус делает их более задумчивыми, интригующими или даже решительными. И если «Хрустальный шар», на которой девушка всматривается в магический кристалл, или все три его картины, посвященные Волшебнице Шалот, привлекают избыточной красотой, так свойственной прерафаэлитам, то «Магический круг» выделяется на этом фоне своей мрачностью. Таинственность и экзотичность «Магического круга», на котором присутствуют все атрибуты колдовства (вороны, лягушка, серп в виде полумесяца) зачаровывали современников.

Магический круг. Джон Уильям Уотерхаус, 1886
Магический круг. Джон Уильям Уотерхаус, 1886

Фредерик Сэндис: опасные разрушительницы

А вот Фредерик Сэндис изображал ведьм иначе. В своем творчестве он чаще всего использовал истории о колдуньях, которые соблазняли и уничтожали мужчин — роковые красавицы, наделенные опасными магическими способностями.

Медея. Энтони Фредерик Огастас Сэндис, 1868
Медея. Энтони Фредерик Огастас Сэндис, 1868

Для «Медеи» художнику позировала цыганка Кеоми Грей, с которой Сэндис познакомился в Норидже. На этой картине — много характерных атрибутов колдовства: жаба, красная нить, ядовитые ягоды, идол.

О других прекрасных ведьмах читайте в оригинале статьи artchive.ru