5,1K подписчиков

Исполняется 50 лет безымянному альбому Led Zeppelin

211 прочитали

События мира рок-музыки в 1971 году шли по нарастающей, их значимость и судьбоносность по достоинству смогли оценить лишь десятилетия спустя. А тогда вдруг появлялись новые исполнители, которые вскорости войдут в статус небожителей, наметилось сразу несколько новых музыкальных направлений; значительная когорта уже состоявшихся звезд и заметных на рок-небосклоне артистов выпустили в совокупности целую россыпь преотличнейших альбомов, ставших почти тотчас культовыми, а мейнстримом постепенно становился прогрессив и хард-рок.

К концу года в этом ряду отметились и Led Zeppelin, произведшие на свет 8 ноября свой четвертый студийный альбом, ставший широко известным позже как "Led Zeppelin IV", хотя в действительности у него не было никакого названия. Эта работа не только стала явлением даже на том необычайно ярком фоне творений других музыкантов того времени, но и воссияла путеводной звездой для многих групп на несколько поколений вперед. Многие известные исполнители называли его одним из самых влиятельных альбомов в истории музыки, а также причиной, по которой они начали заниматься музыкальным творчеством.

Лицевая сторона обложки альбома "Led Zeppelin IV",  из открытых источников
Лицевая сторона обложки альбома "Led Zeppelin IV", из открытых источников

К тому времени, когда Led Zeppelin выпустили свой четвертый лонг плей, это была, пожалуй, самая популярная группа в мире. Новый альбом вобрал в себя элементы как блюза и рок-н-рола в хард-роковом воплощении, так и кельтского фолка и даже рага-рока. А лирика песен раскрыла возросшую страсть группы к оккультизму, религии и английской мифологии.

Чтобы отметить 50-ю годовщину этой выдающейся пластинки, просто напомню ряд фактов о ней, некоторые из которых вы могли не знать:

Альбом был распродан в количестве совокупно 37 миллионов копий, что делает его не только самым коммерчески успешным в истории группы, но и одним из самых продаваемых в истории музыки и самым коммерчески успешным хард-рок-альбомом всех времен. В какой-то момент он входил в пятерку "самых продаваемых альбомов всех времен". Только в США он был сертифицирован как 23-кратно платиновый, что указывает на 23 миллиона проданных копий. Это третий по величине сертифицированный альбом за всю историю.

В 2020 году журнал "Rolling Stone" поместил его на 58-ю строчку в списке "500 величайших альбомов всех времен". Помимо этого, "Led Zeppelin IV" занимает 1-е место рейтингов журнала "Classic Rock" "100 величайших британских рок-альбомов" и "100 величайших рок-альбомов в истории", а также 4-ю позицию списка "200 величайших альбомов по версии Зала славы рок-н-ролла", составленного при участии Ассоциации музыкального бизнеса США. Барабанщик Zeppelin Джон Бонэм с присущем ему "красноречием" так характеризовал эту свою любимую пластинку группы:

"Здесь лучшая игра, какая только у нас была, а Джимми просто... конфетка!"

А ведь этот альбом выпускался фактически без названия. Джимми Пейдж решил в это раз не давать название четвертой пластинке группы, а вместо этого использовал четыре нарисованных от руки символа на внутреннем развороте конверта, каждый из которых представлял одного из участников группы. Он сделал это отчасти для того, чтобы отомстить журналистам и обозревателям рок-музыки, которых он считал врагами из-за непрекращающейся плохой прессы и уничижительных отзывов о группе. Он подумал, что из-за альбома без названия им будет сложнее писать. Тот факт, что упаковка также усиливала загадочный имидж группы, вероятно, также был мотивирующим фактором:

"Мы решили, что на четвертом альбоме сознательно проигнорируем название группы и на внешней стороне обложки не будет никакой информации. Имена, титулы и так далее не значат ровным счетом ничего... Играет роль лишь наша музыка. Мы хотели дать понять, что полагаемся только на музыку".

Чтобы идентифицировать альбом, многие фаны назвали его по аналогии с тремя предыдущими альбомами "Led Zeppelin IV", но также фигурировали и такие названия: "Four Symbols" , "The Fourth Album", "Untitled", "Runes", "The Hermit" и "ZoSo".

Помимо своего названия, на обложке альбома также не было и имени группы, не смотря на отчаянное сопротивление руководства звукозаписывающей компании. Оригинальная виниловая пластинка была вложена во внутренний коричневый конверт, на котором фигурировали четыре символа, нарисованные от руки. Более того – фактически, ни на передней, ни на задней стороне обложки нет и оттиска, на корешке оригинальной пластинки отсутствует каталожный номер, а на "пятаке" пластинки есть только имя звукозаписывающего лейбла – "Atlantic Records" и все те же четыре символа.

Из открытых источников
Из открытых источников

Таким образом, Led Zeppelin пошли даже дальше The Beatles с их одноименным альбомом, на котором не было ничего, кроме названия группы, но идентификационные знаки пластинки все же присутствовали. Единственный момент, хоть как-то намекавший на исполнителя – имя Джимми Пейджа в качестве продюсера на внутреннем вкладыше альбома, помимо этого еще был напечатан текст "Stairway To Heaven".

Кстати, идея шрифта для текста песни появилась у Пейджа, когда ему на глаза попалась обложка номера старого журнала изобразительного и декоративно-прикладного искусства под названием "The Studio", который датировался концом 19-го века. Он подумал, что буквы в названии были очень необычными, и попросил кого-нибудь создать на этой основе целый алфавит, чтобы потом перенести его в оформление нового альбома.

Первый номер журнала "The Studio", апрель 1893, из открытых источников
Первый номер журнала "The Studio", апрель 1893, из открытых источников

Сначала Джимми хотел, чтобы на альбоме был только один символ, но потом решил, что каждый участник создаст свой собственный:

"Сначала я xoтел, чтобы символ был один, по поскольку это был наш четвертый альбом, да и в группе нас было четверо, мы решили, что каждый из нас придумает себе свой".

Басист Джон Пол Джонс и барабанщик Джон Бонэм выбрали свои знаки в книге под названием "The Book of Signs" Рудольфа Коха. Знак Джонса был скандинавской руной, изображающей одиночный круг, разделенный на сектора тремя заостренными овалами Рыб. Она символизировала собой человека, обладающего уверенностью и компетентностью; в то время как символ Бонэма – три пересекающихся круга (кольца Борромео) – триединство матери, отца и ребенка, а внутренние его поля – силу и единство. Как вспоминал Джон Пол Джонс:

"Джимми показал нам "Книгу знаков" Рудольфа Коха и сказал, что мы должны выбрать себе по символу. Ну, мы с Бонзо ее полистали, ткнули пальцем в те, что нам больше понравились, и порядок. А потом мы узнали, что Джимми и Роберт заказали свои у какого-то дизайнера. Что ж, это было совершенно в их духе".
Четыре символа Led Zeppelin, из открытых источников
Четыре символа Led Zeppelin, из открытых источников

Певец Роберт Плант создал свой символ – круг с пером внутри – на основе предполагаемой цивилизации Му с древнего континента в Тихом океане, впоследствии разрушенного в результате мощной геологической катастрофы. Его можно встретить в книге "Священные символы Му" Джеймса Черчварда. Также, по мнению Планта, это был символ, на котором основывались все философии:

"Я выбрал перо в центре круга, потому что этот символ лежит в основе практически любой философской системы. Например, у многих индейских племен он означает храбрость. Мне нравится, когда люди творят о себе правду, а не вешают лапшу на уши. Это я и хотел выразить своим символом".

А вот Пейдж так и не объяснил свой персональный глиф "ZoSo". Между тем, в ходе гастролей после выхода альбома Джимми стал появляться на сцене в так называемом "костюме Дракона", на котором были изображены зодиакальные знаки Козерога, Скорпиона и Рака наряду с его глифом "ZoSo", который и был позже идентифицирован в "Словаре оккультных, герметических и алхимических сигил" Фреда Геттингса как сигила – производная Сатурна, состоящая из этих знаков зодиака. Позже Джимми все же высказался:

"Мой символ был связан с заклинанием и заклинающим. Больше я ничего не скажу об этом".
Led Zeppelin в 1971 году. Фото из открытых источников
Led Zeppelin в 1971 году. Фото из открытых источников

На самом деле был и пятый символ, который выбрала себе приглашенная вокалистка Сэнди Денни из британской фолк-роковой гоуппы Fairport Convention, спевшая вместе с Плантом в эпике "The Battle of Evermore". Символ находится в списке авторов на внутреннем развороте пластинки и состоит из трех треугольников, соприкасающихся своими точками, образуя характерную звездочку.

Sandy Denny's symbol. Фото из открытых источников
Sandy Denny's symbol. Фото из открытых источников

Впервые символы были продемонстрированы публике в серии рекламных тизеров, опубликованных в музыкальной прессе за несколько недель до выхода альбома. По словам Роберта Планта, они заявили руководству "Atlantic Records", что те не получат магнитофонные мастер-ленты с записями, пока не согласятся на безымянный формат обложки. Джимми Пейдж позже сообщал в интервью:

"Это было непросто. Записывающая компания настаивала на том, что альбом должен иметь название. Нам намекали на то, что такой поступок станет для нас "профессиональным самоубийством". В действительности мы и так имели достаточное количество негативных отзывов о своих альбомах. Альбом без названия показался мне лучшим ответом для критиков – ведь реакция на нашу музыку отражается продажами и посещаемостью концертов".

Представители "Atlantic Records" постоянно надоедали группе, особенно по поводу выбранной музыкантами обложки. На лицевой стороне решили поместить картину маслом, изображающую пожилого крестьянина, согнувшегося под тяжестью вязанки хвороста. Картина висит на стене с облупившимися обоями.

Со слов Пейджа, крестьянин имел явное сходство со "старым Джорджем Пикингиллом", который считался оккультным наставником мистика Алистера Кроули, которого сам Джимми боготворил. Кроме того, здесь прослеживается явная параллель с рисунком карты Таро "Десять жезлов", означающей повышенное давление и ответственность, которые по мнению биографов "несомненно, воздействовали" на гитариста, при работе над альбомом.

Сама картина с обложки "неизвестного художника, датируемая 19-м веком" была приобретена Плантом в одном из секонд-хендов Рединга. Как Пейдж это прокомментировал:

"Когда я жил в Пангборне я постоянно ходил по барахолкам в Рединге, доставая там мебель и всякую всячину. Однажды со мной пошел Роберт и он заметил картину со Стариком. Это произошло в том секонд-хенде на углу. Я имею в виду не антикварный магазин, а настоящий секонд-хенд, где вещи навалены повсюду.
Роберт заметил картину и купил ее. И хорошо, что заметил. Мы использовали ее для обложки, идея заключалась в том, чтобы показать прогресс. Это действительно было сделано довольно тонко. Старое разрушается, и строятся новые дома. Теперь они не выглядят такими уж новыми, не так ли? Но тогда выглядели. И старое осталось на стене".
Лицевая и оборотная обложки альбома "Led Zeppelin IV",  из открытых источников
Лицевая и оборотная обложки альбома "Led Zeppelin IV", из открытых источников

Если развернуть альбом, то можно обнаружить, что обратная и лицевая сторона создают единую композицию: полуразрушенная стена старого дома, на которой висит картина, находится посреди заброшенных городских трущоб, а рядом – многоэтажные новые дома.

Фотография на заднем обороте обложки выдает помимо новых зданий высотку "Солсбери-Тауэр" в бирмингемском районе Ледивуд, своеобразный символ Британии ранних 70-х. Слева от нее располагается небольшое здание из красного кирпича, на котором можно заметить плакат организации "Oxfam", чей текст гласит: "Ежедневно кто-то умирает от голода".

Внутренний разворот альбома "Led Zeppelin IV", из открытых источников
Внутренний разворот альбома "Led Zeppelin IV", из открытых источников

На внутреннем развороте конверта изображен рисунок "Вид в полумраке или переменном свете", выполненный карандашом и золотой краской. В основе его лежит карта Таро "Отшельник" из колоды Таро Райдера–Уэйта, которая обычно трактуется как предостережение продолжения заданного пути без размышлений и отступлений.

Отшельник стоит на вершине скалистого утеса, с которого открывается вид на городок, "похожий на картины Маурица Эшера". Отшельник держит в одной руке посох, а в другой – горящую лампу, он смотрит вниз на крошечную фигуру юного адепта, который взывает к нему.

Официально автором рисунка был Баррингтон Коулби, друг Пейджа, правда, возможно, это была работа самого Джимми, который в юности учился в колледже искусств. Символизм рисунка он сам позже объяснит:

"Старик, несущий дрова, находится в гармонии с природой. Он берет что-то у природы, а затем возвращает земле. Это естественный цикл… Его старую хибару сносят, а его самого переселяют в городские трущобы… Отшельник держит светильник истины и просвещения, указывая путь молодому человеку у подножья горы. Если вы знакомы с картами Таро, вам, должно быть, известен смысл...
Я предложил это для внутреннего разворота альбома, и все согласились. Кое-кто говорит, что там есть аллюзии на Уильяма Холмана Ханта, но это не так. На самом деле идея берет начало от карты Таро "Отшельник" и, следовательно, восхождения к путеводной звезде и свету истины. Всему свету, так сказать".

Альбом записывался с декабря 1970-го по февраль 1971-го, однако его сведение заняло слишком много времени, и вышел он только 8 ноября того же года на лейбле "Atlantic Records". Его спродюсировали гитарист Джимми Пейдж и Энди Джонс – брат знаменитого Глинна Джонса, работавшего с "Роллингами" и "Битлами". Джон Пол Джонс после выхода пластинки с гордостью заявил:

"После этого диска никто больше не сможет сравнить нас с Black Sabbath".

Ранее, в октябре 1970 года, после американских гастролей Пейдж и Плант снова отправились за вдохновением в "Брон-Эр-Айр" – старинный каменный коттедж 18-го века, расположенный на окраине города Махинллет, в Уэльсе. Такое они уже проделывали, когда создавали материал для предыдущего альбома – "Led Zeppelin III", и это тогда оказалось и атмосферно, и эффективно.

Брон-Эр-Айр, фото из открытых источников
Брон-Эр-Айр, фото из открытых источников

По мнению обоих, это место идеально подходило для создания новых творений и в этот раз: здесь не было ни водопровода, ни электричества, зато вечером в качестве духовных практик можно было собираться у камина и, наигрывая что-то на гитаре, импровизировать и писать что придет в голову. Как вспоминал Джимми Пейдж:

"Эта чудесная сельская местность, панорамные виды и наличие гитар... нельзя было представить лучшие условия, чтобы поджемовать. И мы начали сочинять".

По итогу этой поездки часть композиций нового альбома была написана или находилась в подготовительном состоянии. Как вспоминал Пейдж:

"У нас было немного риффов, несколько отрывков. Задача состояла в том, чтобы поработать на ними и посмотреть, что получится. Попродюсировать их, понимаете?"

В конце 1970 года Led Zeppelin приступили к записи в лондонской "Island Studios", которая тогда еще пока называлась "Basing Street Studios", поскольку находилась на Бэсинг-Стрит. В это же самое время группа Jethro Tull записывала там же свой знаменитый альбом "Aqualung". Джимми посчитал, что они набирают достаточно материала для двойного альбома – он планировал выпустить двойник.

Часть нетленки "Stairway to Heaven" была записана именно здесь, в том числе и введение на 6-струнной гитаре, придуманное еще в Уэльсе. Но уже к Рождеству, вводная часть превратилась из фолковой пасторальной мелодии в огненную, гимноподобную композицию.

Джимми Пейдж в студии. Фото из открытых источников
Джимми Пейдж в студии. Фото из открытых источников

Чуть позже, по наводке Флитвуда Мака группа все же решила репетировать и записываться в "Хэдли Грандж" – деревенском поместье в Хэмпшире с трехэтажным домом 18-го века постройки, предпочитая тихую, размеренную жизнь сквайров флюоресцентным огням лондонских студий. Как характеризовал это место басист и клавишник Джон Пол Джонс:

"Там было холодно и сыро. Когда мы приехали, то всей кучей ринулись внутрь, чтобы занять самые сухие комнаты. Там не было ни бильярда, ни бара. Это был полный отстой".

После недели напряженной работы и совместного музицирования прибыла передвижная "Mobile Studio" группы Rolling Stones и были сделаны все необходимые записи. Между репетициями и сейшенами ребята занимались охотой, гуляли или посещали местный паб к великой радости Бонзо.

Позже это место станет культовым из-за того, что оно служило репетиционной точкой и местом записи помимо "Цеппелинов" для таких легенд рока, как Питер Фрэмптон, Иэн Дьюри, Bad Company, Fleetwood Mac, Genesis, The Pretty Things. По словам Пейджа в поместье было одно большое преимущество: не надо было тратить время на заказ студии и ожидания своей очереди – как только возникала идея, ее тут же можно был записать на пленку:

"Первоочередной причиной, по которой мы решили там поселиться, было погружение в такую обстановку, когда вы пишете и по-настоящему живете музыкой... Нам были нужны такие помещения, где мы могли бы выпить чашку чая, прогуляться по саду, пойти и сделать то, что мы должны делать... Конечно же, прежняя атмосфера сохранилась. Раньше там находилась исправительная тюрьма, и было очень любопытно подвергнуть ее тем испытаниям, которые мы собирались провести.
На самом деле там было центральное отопление, но паровой котел был изготовлен еще году в 1920-м. Помню, как ребята пытались заставить его работать, но только пар разлетался повсюду, и мы бросили эту затею. Так что у нас в гостиной горел огонь – настоящий огонь в камине, но этого было недостаточно. Там все равно всегда было довольно холодно.
Мне это место казалось... не то что бы заброшенным, но выглядело оно так, что едва ли там можно было жить. Вообще было очень сыро. К счастью, мы не подхватили бронхит... Вот в таких условиях мы и жили, работая над этим альбомом. И приходилось подыматься и приступать к делу, заставлять шар вращаться, а пленку – мотаться".
Фасад "Headley Grange" в 70-е годы, из открытых источников
Фасад "Headley Grange" в 70-е годы, из открытых источников

В конце января Led Zeppelin снова отправились в "Basing Street Studios", чтобы произвести наложения, добавить гитарные соло и вокал. Пейдж производил запись в полном одиночестве: он исполнял свои соло три раза, и лучший из вариантов попадал на диск. Почти во всех треках он использовал гитару "Les Paul".

9 февраля Пейдж вместе с менеджером группы Питером Грантом и Энди Джонсом, по рекомендации последнего, вылетели на неделю в Лос-Анджелес, чтобы свести материал в "Sunset Sound" с последующим планом выхода альбома в апреле 1971 года. Но когда они вернулись в Лондон, на студию "Olympic Studios", и продемонстрировали свою работу остальным музыкантам, кроме блюза "When the Levee Breaks", никого она не впечатлила, а Энди Джонс заявил:

"Это звучит отвратительно".

В итоге Пейдж, уволив его, дорабатывал все самостоятельно по ходу и в паузах весенне-летних гастролей. Наконец, в июле финальные миксы песен альбома были доставлены на лондонскую "Trident Studios" для изготовления мастер-диска, и еще пара месяцев ушло на борьбу с лейблом, категорически отказывавшимся выпускать пластинку без указания названия исполнителя на обложке. И было решено выпустить одинарную, а не двухдисковую.

Во время сессий для "Led Zeppelin IV" группа записала три песни, так и не попавшие в альбом: "Down by the Seaside", "Night Flight" и "Boogie with Stu", в которых участвовал пианист The Rolling Stones Иэн Стюарт. Позже они войдут в двойник "Physical Graffiti".

Отдельные треки альбома

Зажигательный рифф для открывающей альбом песни "Black Dog" привез с собой басист Джон Пол Джонс. С его слов, он хотел сделать "электрический блюз на катящейся бас-партии, под который невозможно танцевать". Он говорил также, что был отчасти вдохновлен только что появившимися тогда записями Хаулин Вулфа, а другим источником вдохновения для него стал блюз 1969 года "Oh Well" группы Fleetwood Mac; отсюда была заимствована прерывистая структура композиции с частями куплетов, исполняемыми "а капелла".

Видео с ютуб-канала Einyo

Пейджу пришлось записать не менее четырех гитарных партий на своей "Les Paul", подключенной напрямую в микшерный пульт, минуя гитарный усилитель. Джон Бонэм выстроил свою барабанную партию, совершенно игнорируя сложные размеры аранжировки 3/16, 4/4 и 5/4, заранее разработанные Пол Джонсом, и сыграл в постоянном размере 4/4, но именно "благодаря этому песня и ожила". Роберт Плант записал вокал для "Black Dog" за два дубля.

А свое название песня получила в честь черного лабрадора-ретривера, который жил во дворе поместья во время записи альбома. Как вспоминал Джимми Пейдж:

"Он был старым псом, знаете, у них появляются такие белые усы вокруг носа? Когда однажды ночью он пропал, мы все думали, что он убежал куда-то покутить, потому что, вернувшись, он проспал весь день. И мы думали: "Ого, черный пес был на гулянке". Мы его так и назвали – черный пес. Так и было. Это стало дежурной шуткой. Каждый раз, когда кто-нибудь заходил на кухню, он по-прежнему спал".

Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin

"Rock and Roll" возник в результате спонтанного джем-сейшна совместно с внештатным клавишником The Rolling Stones Иэном Стюартом, приехавший вместе с их передвижной студией. Иэн решил сыграть буги-вуги в стиле Джонни Джонсона, когда ребята пытались завершить песню "Four Sticks". И когда Джон Бонэм начал с вступления на ударных из песни Литтла Ричарда "Keep A-Knockin'", а Пейдж сымпровизировал гитарный рифф в стиле Чака Берри, к которому присоединились остальные музыканты, получился стандартный ля-мажорный двенадцатитактовый в относительно быстром темпе 170 ударов в минуту рок-н-ролл.

Видео с ютуб-канала Concord Records

Плант быстро соорудил текст, все это записывалось на кассеты и 15 минут спустя основа была готова. Песня, в создании которой приняли все участники, в начале имела рабочее название "Been a long time". Как вспоминал Пейдж:

"Мы записывали другую песню, и когда мы закончили Джон начал играть вступление "Keep A-Knockin'", а я подхватил. Я начал импровизировать и случайно придумал риффы "Rock and Roll" и это было так круто, что мы подумали: "А давайте поработаем над этим!". Рифф построен на блюзовом периоде, который использовал в старом-добром рок-н-ролле Литл Ричард, да и многие другие, и это было настолько спонтанно, что он пришел просто так на пустом месте"...
"Rock and Roll" обладает такой дерзкой энергией. Это вечеринка. Прошло уже много времени с тех пор, как я рок-н-роллю. На самом деле, этим все сказано. Это отличный текст и отличное исполнение".

Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin

Как-то ночью Пейдж сидел внизу особняка "Хэдли Гранж", от нечего делать он взял в руки мандолину Пола Джонса и впервые попытался на ней сыграть. Аккорды были стандартные гитарные, но строй мандолины точно не был таким. Этот проигрыш и станет вступлением и темой к "The Battle Of Evermore". Сначала хотели сделать что-то типа староанглийского инструментального мадригала, но Плант по традиции напишет слова.

"Battle of Evermore мы с Робертом Плантом написали почти мгновенно. Помню, как-то вечером я спустился в гостиную, а там лежала мандолина Джонси... Я никогда раньше не играл на этом инструменте, поэтому взял ее и стал забавляться, а в результате появилась "The Battle of Evermore". Такого бы никогда не произошло, если бы мы записывались в обычной студи...".

Гипнотический инструментарий песни, делающий ее по-настоящему медиативной, включает игру на акустической гитаре и мандолине, а текст прямо отсылает к роману Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец". Помимо этого, Роберт читал тогда историю шотландских пограничных войн, и "Battle Of Evermore" связали и с сагами о битвах между англами и саксами.

Когда группа вернулась в "Basing Street Studios" доделывать материал, Плант решил, что нужен еще один вокалист, который будет петь мелодию иначе, чем он. В итоге, на эту роль была приглашена Сэнди Денни, голос которой стал идеальным гармоничным контрапунктом вокалу Планта. И когда Роберт живоописывал вечную войну между Светом и Тьмой, Сэнди исполняла роль Королевы, которая призывала примириться. По ее признанию, она охрипла, пытаясь перепеть Планта.

"На самом деле это была в начале больше инструментальная пьеса, чем песня, и пока я пел о событиях, Сэнди отвечала, будто бы чувствуя настроение людей на крепостных стенах".
Сэнди Денни. Фото из открытых источников
Сэнди Денни. Фото из открытых источников

Чтобы поблагодарить ее за участие, Денни позволили выбрать свой символ в виде трех, сходящихся вершинами треугольников, образующих звезду, и тоже разместили его на обложке альбома.

Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin

Свою бессмертную рок-балладу "Stairway to Heaven" Джимми задумал еще осенью 1970 года, как он анонсировал в одном из интервью:

"Это идея действительно длинного произведения. Вы знаете, насколько "Dazed and Confused" и песни такого типа разбиты на секции. Мы хотим попытаться создать нечто новое с органом и постепенным нарастанием звучания акустической гитары, а затем – включением партии электрогитары... Композиция будет длиться 15 минут".

А родилось все в "Брон-Эр-Айр" с гитарного арпеджио, включающего восходящую мелодическую линию и контрапунтирующую ей хроматически нисходящую басовую. Идея пришла как-то ночью, Пейдж всегда держал при себе кассетный магнитофон, и последующее воплощение "Stairway to Heaven" родилось из фрагментов записанной на пленку музыки.

"Я дурачился с акустической гитарой и придумал несколько разных разделов, которые прекрасно сочетались друг с другом. Вскоре я понял, что это может быть идеальным средством для того, что я хотел сделать в течение некоторого времени: сочинить что-то, что начнется тихо, барабаны придут в середине, а затем вырастут до огромного крещендо. Я также знал, что хочу, чтобы пьеса ускорилась, чего музыканты делать не должны".

Аккорды дорабатывались Пейджем и Джонсом вместе – шестиструнная и двенадцатиструнная части создавались по отдельности – тогда же у гитариста возникла идея о постепенном увеличении темпа композиции. Джон Пол Джонс представил партию деревянной бас-флейты во вступительной части:

"Идея состоит в том, чтобы сделать композицию с одной гитарой в начале, а потом формировать все остальное. А на самом деле сделать еще один трек, где Джон Бонэм вступает для пущего эффекта, понимаете? Дать ей развиться, а затем произвести впечатление. И тогда там, в конце, будет такой потрясающий оргазм".

Видео с ютуб-канала andwi03

Запись песни началась еще в декабре 1970 года в "Basing Street Studios". Лирика была написана Плантом под влиянием книг, которые он читал в то время, причем, ни менее трех четвертей текста было сочинено им экспромтом. В поэтической форме песня повествует о поиске духовного совершенства:

"Я описывал женщину, которая получает все, что хочет, ничего не отдавая взамен... Мы c Пейджем сидели перед камином в Хедли Грейндж. Пейдж придумал аккорды и наигрывал их мне. У меня под рукой лежали бумага и карандаш, и я отчего-то был в очень плохом настроении. Затем внезапно моя рука начала автоматически записывать слова: "Живет одна дама, которая уверена, что золото – все, что блестит, и она покупает лестницу в небо". Я продолжал сидеть, уставившись на эти слова, а затем буквально подскочил на месте от изумления".

То самое знаменитое соло, признанное недавно "Business Insider" лучшим гитарным соло всех времен, Джимми сыграл в самом конце сессии "Basing Street Studios" на двенадцатиструнной "Fender Telecaster" 1959 года, подаренной ему Джеффом Беком, – он хотел, чтобы у соло был особенный саунд. Для исполнения этой песни вживую позже Пейдж использовал "Gibson EDS-1275", гитару с двойным грифом, чтобы ему не пришлось делать паузы при переключении с шестиструнной на 12-струнную:

"Я подготовил общую структуру гитарных партий, но не настоящие ноты. Когда пришло время записывать соло, я разогрелся и записал три варианта. Все они сильно отличались друг от друга. Все трио все еще находятся на мастер-ленте, но то, которое мы использовали, было лучшим соло, я могу вам это точно сказать...
Я просто сказал Джонсу: "Включай магнитофон на запись!", глубоко вздохнул – это то, что я обычно делаю, – и начал играть. У меня было несколько неточностей – вы не забывайте, что тогда не было таких технических возможностей для правки записи, которые есть сейчас, – поэтому мне нужно было сыграть без единой ошибки достаточно большой кусок соло. Я взял небольшую паузу – мне очень важно было ощутить, как я собираюсь сыграть первые две или три ноты. Но я их не придумал, я просто "с ходу" сыграл их".

Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin

Первое публичное исполнение песни состоялась в Белфастском "Ulster Hall" 5 марта 1971 года. Басист Джон Пол Джонс вспоминал, что тогда толпа слушателей не впечатлилась:

"Они все скучали до слез , ожидая услышать что-то , что они уже знали".

Первое публичное исполнение. Видео с ютуб-канала Sympozium9

Последнее исполнение песни группой в классическом составе состоялось в Берлине 7 июля 1980 года.

Последнее исполнение. Видео с ютуб-канала Miguel Page

В 2000 году "Stairway to Heaven" была названа "VH1" №3 в списке "100 величайших рок-песен" и заняла 31-е место в списке "500 величайших песен всех времен" по версии журнала "Rolling Stone". Это была самая востребованная песня на FM-радиостанциях в Соединенных Штатах в 70-х годах, несмотря на то, что она никогда не выпускалась там в качестве коммерческого сингла. Однажды зимой 1991 года эту песню крутили на одной из FM-радиостанций США 24 часа подряд. Радиостанция поменяла формат и, чтобы отпраздновать это событие, устроила такой необычный марафон.

Пейдж не позволяет петь "Stairway to Heaven" никому, кроме Планта: на своих концертах, или играя ее с другим коллективом, он исполняет только ее инструментальную версию.

Название блюза "Misty Mountain Hop" чаще всего интерпретируется прямой ссылкой на Туманные горы из романа Дж. Р. Р. Толкина "Хоббит, или Туда и обратно". В то же самое время ее текст относится к акции по "Легализации марихуаны" в Лондоне в 1968 году, когда полиция активно арестовывала людей за ее хранение. "Misty Mountain Hop" является одним из ранних примеров использования Джоном Полом Джонсом электрофортепиано. По воспоминаниям Джимми Пейджа, песня была сочинена довольно быстро:

"Мы просто играли что-то, и тут вдруг у меня придумался заход к этой песне. Джонси вставил аккорды в припев, так композиция обрела окончательную форму".

Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin

Неожиданно самым сложным среди всех песен альбома оказался процесс работы над "Four Sticks" – на нее ушло больше всего дублей. Одной из ее особенностей является комбинированный рифф в размере 5/8 и 6/8. Дело в том, что первоначальный замысел и состоял в том, чтобы сочинить композицию с риффами подобно трансу индийской раге, ритм которой как раз и варьируется между пятью и шестью битами. Пейдж и Плант и сочинили ее в Индии, когда путешествовали в поисках источника вдохновения вне блюза.

Группа неоднократно пыталась записать песню в Хедли Грейндж, дело сдвинулось с мертвой точки, когда они вернулись на "Basing Street Studios". Там она и получила свое название – "Four Sticks". Это произошло после того, как Джон Бонэм на записи сыграл двумя парами барабанных палочек. Когда он почувствовал, что песне не хватает энергии, то неожиданно взял еще один набор и ударил изо всех сил всеми четырьмя палочками по барабанам, записав при этом идеальный дубль. Так появилось окончательное название песни, как дань уважения ударнику.

Как вспоминал Пейдж:

"Пробовали разные варианты. Сначала было не четыре палочки, а две. Мы много раз что-то пробовали, ничего не получалось, но однажды Бонэм, хлебнув пива "Double Diamond", взял две связки по четыре палочки. И произошло чудо. Записали все с одного дубля. Наверное, потому что второй Бонзо не выдержал бы физически".

Помимо этого, Джон Пол Джонс задействовал в ней аналоговый синтезатор "EMS VCS 3", а вокал Планта обработали, чтобы он звучал "по-электронному". Энди Джонсу было трудно сводить трек из-за компрессии ударных. В итоге, он все же остался недоволен финальным миксом, хотя подчеркивал, что это был "лучший из пяти-шести вариантов".

Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin

Акустическая композиция "Going to California" выросла из ночных посиделок музыкантов возле камина в Хедли Грейндж – Джонс и Пейдж сидели у огня, подбирая аккорды на акустических гитарах, в то время как Плант напевал импровизированные слова. Содержание композиции, первоначально носившей название "A Guide to California", было навеяно рассказами о землетрясениях, которые часто угрожают этому штату.

При этом, лирический герой композиции находится скорее "в поисках прекрасной дамы, а не сотрясения земли". Дело в том, что Роберт Плант при сочинении текста вдохновлялся творчеством канадской фолк-певицы Джонни Митчелл, которая в те годы как раз жила под Сан-Франциско. Впоследствии он рассказывал:

"Песня может быть немного смущающей временами в лирическом плане, но она суммирует период моей жизни, когда мне было 22 года... Когда ты влюблен в Джони Митчелл, тебе действительно приходится писать об этом снова и снова".
Джони Митчелл, фото из открытых источников
Джони Митчелл, фото из открытых источников

Пейдж использовал для записи альтернативную настройку гитары – "Дабл D". Примечательно, когда Джимми Пейдж, звукорежиссер Энди Джонс и менеджер группы Питер Грант отправились в Лос-Анджелес для микширования альбома, во время посадки самолета как раз произошло небольшое землетрясение.

Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin

"When the Levee Breaks" – кавер на блюз, впервые записанный "Канзасом" Джо Маккой и Мемфис Минни еще в 1929 году. При этом текст, отражающий потрясения, вызванные Великим наводнением в Миссисипи в 1927 году, был доработан всеми членами группы, а Джимми Пейдж разработал совершенно новый гитарный рифф.

Он полностью переделал этот классический 12-тактовый блюз, добавил сюда вокал, который слегка замедлили, и другие студийные эффекты, например, эффект обратного эха в соло на губной гармошке, сыгранного Плантом. Фишка заключалась в получении неясных звуков арфы и бьющего по нервным окончаниям скрежету. Различные находки возникали после каждых новых 12 тактов и превращали песню в лучшую и до сих пор все еще действующую на чувства блюзовую цеппелиновскую композицию.

Отдельная история в этой песне была с ударными. Как-то Бонзо пожаловался, что не может получить нужный звук. Энди Джонс помог ему перетащить барабаны в коридор, а на вершине лестницы поставил два микрофона "Beyerdynamic M160". Это был особый коридор, его называли Галерея Менестреля. Звук там резонировал и отзывался на трех лестничных пролета вверх.

При сведении песни произошел любопытный эпизод, связанный с звукоинженером Глином Джонсом. Как Вспоминал Пейдж:

"Один из моих любимых миксов – финал "When The Levee Breaks", где все приходит в движение, кроме вокала, который остается неподвижным. Расскажу смешную историю об этой песне. Энди Джонс работал со мной над этим миксом, и когда мы его закончили, в студию вошел Глин, старший брат Энди. Мы были возбуждены: "Ты должен это послушать!". Глин послушал и сказал: "Хммм. Вы никогда не сможете это записать. Не сработает". И ушел. Глин снова оказался не прав. Позже, наверное, весь изошел завистью".

Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin

Альбом переиздавался несколько раз на протяжении 1970-х, в том числе был лиловый винил в 1978 году и бокс-сет в 1988 году. Впервые Пейдж ремастировал этот альбом в 1990 году с инженером Джорджем Марино. В том же году несколько треков из этого релиза были использованы для сборника ремастеров "Led Zeppelin Remasters" и бокс-сета "Led Zeppelin Boxed Set".

Последний релиз альбома с новыми миксами состоялось 27 октября 2014 года , в комплекте с "Houses of the Holy", переизданием которых занимался лично Джимми Пейдж. Релиз состоялся в шести форматах: стандартный компакт-диск, двухдисковая делюкс-версия, стандартная виниловая версия, двухвиниловая делюкс-версия, супер-делюкс версия и цифровая версия с альтернативным миксам каждого трека и роскошным буклетом.

"Led Zeppelin IV" & "Houses Of The Holy" super deluxe edition box set, из открытых источников
"Led Zeppelin IV" & "Houses Of The Holy" super deluxe edition box set, из открытых источников

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!

➤Другие статьи схожей тематики:

❇️Джимми Пейдж, окультист и мистик из Led Zeppelin

❇️Джимми Пейдж до Led Zeppelin, лучшие студийные работы с другими музыкантами

❇️Юбилей альбома "Aqualung" Jethro Tull – ему уже полтинник!

❇️Сказ про то, как Black Sabbath прогрессив-рок играли

❇️Лучший альбом 1972 года

❇️Гитарная ипостась Кена Хенсли до и во время пребывания в Uriah Heep

❇️К 50-летию альбома"Deep Purple in Rock". Воспоминания музыкантов группы