1,8K подписчиков

История Христианства. Русская Церковь в XVII веке. Старообрядческий раскол

Видеозапись двадцать пятой лекции по Истории Христианства. Тема: «Русская Церковь в XVII веке. Старообрядческий раскол». Читает катехизатор Алексей Волков

С введением патриаршества на Руси в истории Русской Церкви начинается Первый Патриарший период. Он будет длиться весь XVII век.

Борис Годунов, пришедший к власти после смерти царя Федора Иванович, был деятельным правителем, но у него были очень сильные враги. По-видимому, боярин Федор Романов – будущий патриарх Филарет – подготовил ему «бомбу», которая уничтожила Бориса Годунова. Этой «бомбой» стал некто Григорий Отрепьев, которому кто-то внушил мысль (уж не Федор Романов ли?), что он спасшийся царевич Димитрий, сын Ивана Грозного.

Григорий Отрепьев бежит в Литву и собирает войско, чтобы «вернуть себе трон». В 1604 году немногочисленная армия авантюристов вторгается в Россию и – о чудо! – гигантская армия Бориса Годунова массово переходит на сторону самозванца. Борис Годунов умирает при странных обстоятельствах. И Григорий Отрепьев (он же Лжедмитрий I) восходит на Московский трон в 1605 году.

Но против самозванца начинается бунт. Его убивают, и Российским царем становится Василий Шуйский. В Москве он ставит патриархом свт. Ермогена. Но недалеко от Москвы в селе Тушине формируется оппозиция Василию Шуйскому вокруг Лжедмитрия II, который ставит патриархом Филарета Романова.

Воспользовавшись смутой, власть в Москве захватывают бояре, присягнувшие на верность польскому королю. Василий Шуйский насильно пострижен в монахи, а патриарх Ермоген из заточения пишет письма, поднимая русский народ на борьбу против польских интервентов. В 1612 году ополчение Минина и Пожарского освобождают Москву, он патриарх Ермоген к тому времени уже умер в тюрьме.

По окончании «Великой смуты» новым царем стал Михаил Романов, а патриархом – его отец Филарет Романов. Благодаря такой симфонии государственной и церковной власти, удалось быстро устранить последствия смуты.

Но правление царя Алексея Михайловича омрачается старообрядческим расколом, вызванным деятельностью его «собинного друга» патриарха Никона. Никон был человеком жестким и властным. Свою политику церковных реформ он проводил, не считаясь с тем, что обычные люди не понимали, почему они должны отказываться от некоторых привычных обрядов и принимать новые. Огромная масса церковного народа, возглавляемого харизматичными лидерам типа протопопа Аввакума, перестала подчиняться законной иерархии Русской Церкви и ушла в раскол.

Оплотом старообрядческой оппозиции на севере Руси стал Соловецкий монастырь, который после восьмилетней осады был взят штурмом царскими войсками в 1676 году. А спустя несколько дней после штурма Соловецкого монастыря скончался царь Алексей Михайлович.

В 1700 году умер Адриан, последний патриарх этого периода истории Церкви. Царь Петр I не дал возможности провести собор и избрать нового патриарха.

О том, что было дальше, мы поговорим через занятие. А тема следующего занятия: «Киевская митрополия в XV - XVII веках под властью Литвы и Польшивеках».

Посмотреть записи предыдущих занятий можно здесь: https://vk.com/topic-45339850_42367685

Архив видеозаписей лекций в ютубе:
https://www.youtube.com/channel/UC-7tWpDRKrcDMovySCkjuSg?view_as=subscriber

Пожертвования на миссионерство и катехизацию
Карта Сбербанка № 4276380217753750
привязана к номеру телефона +7(925)832-98-25 (
Алексей Валентинович В.)
при переводе средств обязательно укажите
"На миссионерство"

Видеозапись двадцать пятой лекции по Истории Христианства. Тема: «Русская Церковь в XVII веке. Старообрядческий раскол».