Высшее предназначение матери — научить ребенка обходиться без нее.
Не стоит родителям разводить руками, когда 30-летний отпрыск не женат, не имеет детей и все еще живет с ними.
Зачем такому сыну серьезные отношения с женщиной, если у него просто нет в этом никакой необходимости. Постирано, поглажено, приготовлено, уют и забота обеспечены.
В попытке дать своему ребенку самое лучшее, мы забываем, что ребенок не наша собственность, а отдельная самостоятельная личность, и мы пытаемся прожить за него его жизнь, страхуем от ошибок и не учим самому главному — ответственности за свои поступки.
Если младенец не коснется горячего утюга, как он поймет, что это больно? Никак! И все когда-нибудь трогали этот самый утюг. Но что меняется, когда ребенок вырастает? Почему подросток, который не хочет учиться и прогуливает школу, целенаправленно двигаясь в сторону военкомата, оттаскивается оттуда родителями за шиворот?
Запихивается в институты, хотя совершенно очевидно, что ему (подростку) это не нужно. Но мы то знаем, что армия — это плохо, а институт — хорошо и... берем на себя ответственность за разгильдяйство своего чада, лезем в кредиты на ненужную никому учебу, которая не будет закончена, или закончена чисто для того, чтобы бросить на стол этот злополучный диплом и забыть эти 5 лет, как страшный сон.
Мы знаем, он — нет! Наша задача предупредить, рассказать, беседовать снова и снова, но не брать на себя ответственность за его выбор! Да, девочкам военкомат не грозит, но если леди не хочет учиться — нужно прекратить покупать то, что ей хочется, поставить ее в условия, когда, чтобы получить желаемое, нужно не просьбами к родителям идти, а работать, думать, выкручиваться, то есть брать на себя ответственность за свою жизнь.
Есть и другая сторона: ребенок прилежен, хорошо учится, он наша гордость и отрада и это тоже западня. Кажется, что вот он самый лучший в мире программист, юрист, экономист (список можно продолжить) и толкаем его в естественные науки, тогда как он хочет быть спортсменом, не головой работать, а ногами и руками. Отпустить!
Пусть он сам, понимаете сам, выбирает себе дорогу, даже если очевидно, что это тупик — это его тупик. Набив там шишек, отпрыск вернется назад и вот тогда ему будет нужно наше участие, совет, жизненный опыт. Согласитесь, когда ребенок приходит к нам за помощью и просит ее, толку от этого в разы больше, чем тогда, когда мы ему ее навязываем.
Оглянитесь вокруг, те ребята (девочки, мальчики), кто по воле судьбы покинул родные пенаты в возрасте 18,19, 20 лет: уехали на учебу или были вынуждены работать, гораздо успешнее тех, кто сидел около родителей.
Вывод прост — надо научиться отпускать! Уже в возрасте 12-14 лет становиться не родителем с позиции «сверху», а другом, советчиком.
Очень здорово, если в доме есть собака, но не нужно спешить заводить питомца, как только ребенок попросил щенка. Одна моя знакомая сделала на мой взгляд очень мудро, когда дочь попросила собаку, она в течение месяца вставала в 6 утра и требовала ее выгулять, разливала на кухне воду и сообщала, что она описалась, выбрасывала из шкафа вещи и говорила, что ей было скучно.
Когда месяц прошел, а девочка продолжала настаивать — дом огласил радостный лай маленького шерстяного комочка. Никогда они потом не пожалели, что сделали это. У девочки появился лучший друг и понимание ответственности за него.
А ведь когда родители уже в возрасте — это тоже ответственность. Ответственность и благодарность. И если в нежном возрасте ребенка этому не научить — нас удостоят лишь редкими телефонными звонками и то, как правило, когда чаду что-то от нас будет нужно.
Так вот, чтобы не стать обузой своим детям, чтобы встретить счастливую старость в кругу детей-друзей и внуков — нужно начать с себя, научиться отпускать, научиться жить своей, а не жизнью ребенка, быть занятым и интересным для окружающих, к которому тянутся люди, потому что первые, кто вас окружают — это наши дети.
Ведь важно чтобы не только мы гордились своим ребенком, а и он мог гордиться нами. И в этом случае нас не оставят одного, мы будем чувствовать свою нужность до самого конца.