Принципы бизнеса, которые закладывались столетиями, перестают работать. На смену им приходят новые, и адаптироваться к ним бывает не просто.
В особенно уязвимом положении оказываются крупные игроки, не умеющие быстро подстраиваться под суть меняющихся правил. Игнорировать перемены – стратегия заведомо проигрышная. Работать по старинке уже не получится.
Чтобы оценить эти перемены, стоит для начала вспомнить принципы ведения бизнеса в 20-м столетии. Именно в сравнении можно лучше всего понять разницу между вчера и сегодня.
1. Ограниченность любых ресурсов
Бизнес до эпохи Интернета мог ориентироваться лишь на тех потребителей, которые находились в непосредственной близости. Количество клиентов было ограниченным, ограниченной была и их платежеспособность. Любому бизнесу приходилось бороться за потребителя, выдерживая жесточайшую конкуренцию.
Интернет открыл возможность находить клиента в любых уголках планеты. Бизнес сегодня практически не ограничен по территориальному охвату.
То же самое произошло и в отношении кадровых ресурсов. Нанимателю больше не приходится искать сотрудников, живущих поблизости. Возможность удаленной работы позволяет нанимать ценных специалистов вне зависимости от их местонахождения.
Еще одна новая возможность – партнерства. Поскольку необходимость конкурировать за клиентов снижается, мелкий и средний бизнес получил возможность объединяться для расширения своих возможностей и повышения клиентского интереса.
Главный постулат 20 века об ограниченности любых ресурсов сменился на противоположный: большинство ресурсов безгранично.
2. Агрессия как способ выживания
В эпоху дефицита ресурсов агрессивная конкуренция всех со всеми была единственным разумным способом выживания и роста.
Но сегодня битва за клиентов уже не имеет смысла. А значит, уходит в прошлое и конкуренция.
Первоочередной задачей бизнеса становится формирование собственной системы ценностей, созвучной целевой аудитории.
Активная конкуренция в бизнесе 20 века уступила место новому принципу: не воюй с другими, развивай уникального себя и найди своего клиента.
3. Единомыслие и иерархическая структура
Бизнес, построенный на жесткой конкуренции, можно было сравнить с театром военных действий. Не удивительно, что построение бизнес-команд чаще всего складывалось по военному принципу.
В военное время важно, чтобы все боевые подразделения были единомышленниками и имели жесткую структуру подчинения. Индивидуальность при таком раскладе только мешает.
Но эпоха конкуренции закончилась. Теперь, когда важно не отобрать клиента у других, а заинтересовать максимальное количество разных клиентов чем-то значимым, способность команд быть гибкими выходит на первый план.
В 21 веке при формировании команды важно разнообразие – по возрасту, полу, расе, ориентации, интересам и так далее. Именно оно позволяет учитывать желания максимального количества потребителей.
Постепенно уходит в прошлое и жесткая иерархическая структура. Такая система уже не справляется с быстрой доставкой информации сверху вниз или, напротив, снизу вверх. Если бизнес не способен предложить клиенту оперативную коммуникацию, клиент всегда выберет кого-то другого.
Именно поэтому сейчас набирают популярность попытки построения новых, более мягких иерархий в структуре компаний.
4. Авторитарность управления
Еще один военный принцип, который уходит в прошлое. В борьбе за клиента принятие любых решений неизменно ложилось на руководителя. Остальная же команда должна была лишь беспрекословно воплощать его решения в жизнь.
Сегодня бизнес нуждается в новом принципе. Чтобы заинтересовать разные группы клиентов, нужна вариативность, решения должны приниматься не только быстро, но и разные для разных покупателей.
Поэтому эффективные команды все больше отходят от роли простых исполнителей и становятся полноправными партнерами. Конечно, как и раньше, руководитель отвечает за все. Но теперь уже не выдает решения в одиночку, а скорее, выбирает лучшие из множества решений, предложенных командой.
Стратегия «руководитель решает все» постепенно превратилась в новый принцип: команда и руководитель на равных ищут наилучшие решения.
Резюмируя, можно сказать, что перемены в принципах бизнеса не только неизбежны, но и уже произошли. А знание новых правил поможет компаниям вписаться в новую реальность и оставаться прибыльными и успешными.
С вами был Матвей Северянин, онлайн-бизнесмен, интернет-маркетолог, блогер и основатель Школы удалённых профессий.
Отвечу на любые вопросы о старте или продвижении вашего бизнеса в Сети.
#бизнес #предпринимательство #работа #деньги #общество