"Общага-на-крови" Алексей Иванов. Читать книгу или смотреть фильм?

115 прочитали

Неотъемлемой частью студенчество во все времена остается общага.

Общежитие - место предназначенное для жилья учащихся. Пристанище для студентов, где взрослые дети получают первую свободу, но продолжают жить по правилам. Это место полно и веселья, и беззаботности, и пьянства, разврата, любви, дружбы и одиночества. Нельзя сказать однозначно, что общага - это второй дом для вузовцев или очередной неудачный госпроект.

Кто-то вспоминает общагу с приятным чувством ностальгии. Например, моя мама с большим трепетом рассказывает о посиделках с соседями, и до сих пор вспоминает, как одна из них приглашала всех попить чай словами: "Пойдемте чайку пошвыркаем!".

А кто-то в общаге становится свидетелем трагедий и это навсегда остается с ним. Как не странно, студенчество моей мамы тоже можно поставить в пример, кроме уютных вечеров в общаге она помнить утро, когда в помойке напротив общежития нашли мертвого младенца. Помню, как эта история поразила меня, я была уверена, что просто было такое время и трагедий в общаге давно уже нет, пока недавно не узнала историю своей бывшей одноклассницы, которая уже четвертый год живет в питерской общаге.

В общежитии Санкт-Петербургского университета много лет был комендантский час. Студенты могли зайти и выйти строго с 5:00 до 0:00. Правила были для всех одинаковые, но думаю, в особых случаях двери могли открыть вне расписания и только для определенных лиц. Так продолжалась много лет, пока в прошлом году утром на крыльце общаги не нашли зарезанного парня со второго курса. Подробностей я не знаю. Тогда всем стало понятно одно, что если бы ночью парень попал в общагу, то остался бы жив. Поэтому сейчас вход в общежитие работает круглосуточно.

Трагедий много в жизни, много и в общаге. И одному из самых известных современных русских писателей Алексею Иванову пришло в голову написать роман об этом.

Роман написанный в 1992 году, на тот момент автору было всего 23 года. Закончив печатать рукопись, Алексей Иванов раздал однокурсникам машинописные экземпляры. Прототипы героев легко угадывались, а позже Иванов в одном из интервью признавался, что под общагой подразумевается то студенческое общежитие УрГУ, где он жил в начале 1990-х. И все же роман ждал выхода в свет 14 лет. Впервые был опубликован в 2006 году издательством "Азбука-классика", в том же году произведение включили в шорт-лист общероссийской литературной премии "Национальный бестселлер".

Неотъемлемой частью студенчество во все времена остается общага.  Общежитие - место предназначенное для жилья учащихся.

Книга?

Действия романа "Общага-на-крови" происходят в общежитии. Студенты Ванька, Игорь были дружны с девушками из соседней комнаты Лёлей и Нелей. Их объединяли и личные отношения, и совместные посиделки, и мягкая опека над самым младшим из героев — первокурсником Отличником. Их жизнь имеет свой порядок, где место есть и пьянкам, и философским разговорам, но все меняется после падения с крыши девочки-первокурсницы. Волею обстоятельств компанию выселяют, и молодые люди переходят на "нелегальное положение". Чтобы выжить в общаге, им приходится жертвовать очень многим. Но как далеко они готовы зайти?

Когда Алексей Иванов писал роман, то был достаточно юный. Чего не скажешь о его произведении. "Общага" очень зрелая и состоявшаяся книга, в которую автор вложил всего себя.

Может показаться, что роман просто повествует о жизни в общежитии в начале 1990-х, на самом деле Алексей Иванов задумывал, что общага - это Россия в миниатюре. Но в процессе написания понял, что не стоит себя ограничивать. Поэтому получилось написать книгу о жизни в целом. "Общага — это жизнь человеческая, а не просто одно государства, одна страна. И люди не хотят уходить из общаги, потому что они не хотят уходить из жизни. И общага — это квинтэссенция всего мира.", - говорил автор в интервью.

Русский писатель и сценарист. Лауреат премии Правительства России в области культуры и ряда других литературных премий. Получил известность благодаря книгам об Урале, а также благодаря роману «Географ глобус пропил», по мотивам которого был снят одноимённый кинофильм.
Русский писатель и сценарист. Лауреат премии Правительства России в области культуры и ряда других литературных премий. Получил известность благодаря книгам об Урале, а также благодаря роману «Географ глобус пропил», по мотивам которого был снят одноимённый кинофильм.

К роману вполне применимо определение — Достоевщина. Героям произведений Достоевского свойственна душевная неуравновешенность, страдания, депрессия и уныние, чрезмерное самокопание. И хотя у многих других авторов есть герои с подобными чертами, достоевщина - это не только характеры и личности, это особая атмосфера уныния и депрессии, это привязка к времени и к эпохе. И если у Достоевского это Петербург 19 века, то у Иванова - общежитие 90-х. В его романе конфликты доведены до крайности, а герои молоды, реагируют очень бурно, много говорят о вещах философских над бытовыми. Для них нет жизни за стенами общаги, и выселение - это конец. За все время романа герои только дважды выходят из общаги. Один выход - выход в смерть, другой - в любовь. То есть выход из общаги все таки есть, но доступен он не всем.

Многим читателям книга не нравится твоей тоской. Роман действительно нагоняет тоску, но не скукой, а именно безнадежностью происходящего и трагедией. Однако, это все же книга. И многое преувеличено.

«Я действительно жил в общежитии уральского университета. И действительно был нелигальщиком. Скитался так же, как мой герой, из комнаты в комнату, но, разумеется, я описывал не свою биографию и не свою жизнь. Я описывал ту жизнь, которая окружала меня в те годы. Описывал те события, которые случались не лично со мной, а вообще с людьми моего круга общения, то есть моими приятелями, приятельницами. Не всегда эти события затрагивали меня, не всегда они были так драматичны, как описаны в романе, поскольку это роман — приходится сгущать краски. Не всегда все заканчивалось трагедией, но тем не менее общая атмосфера — эта та атмосфера, которая окружала меня в конце 80-х, начале 90-х в общежитии уральского университета. В этом смысле роман очень точен и по отношению к моей биографии, и по отношению к эпохи в целом.» - говорил Алексей Иванов о автобиографичности произведения.

Книгу ругали — за невообразимо сложные высокопарные диалоги, дескать, не могут студенты все время меж собой так разговаривать, за витьеватость описаний, за надоевший антураж грязного, голодного безвременья, наконец, за слабый, предсказуемый финал, не оставляющий света.

В 2021 году вышла экранизация романа под названием "Общага". Картина была представлена на 32-ом "Кинотавре" в Сочи. Жюри выделило из программы несколько сильных картин — в том числе первую режиссерскую работу оператора «Стиляг» и «Отряда самоубийц» Романа Васьянова. Его фильм «Общага» — получил приз за лучший дебют.

Неотъемлемой частью студенчество во все времена остается общага.  Общежитие - место предназначенное для жилья учащихся.-3

Фильм?

Лента рассказывает о пяти друзьях, которые живут в свердловском общежитии середины 80-х годов. Света (Марина Васильева) и Нелли (Ирина Старшенбаум) постоянно тусят в комнате своих парней – Вани (Никита Ефремов) и Игоря (Илья Маланин), к которым год назад подселили первокурсника Забелина (Геннадий Вырыпаев) с другого факультета. Забелу нежно опекает вся четверка, потому что он не такой как все — чистый, тихий, не от мира сего, не умеет договариваться, как Игорь, не пьет запоем, как Ваня. Но однажды рано утром он становится свидетелем самоубийства тихой девушки, про которую все знали только то, что к ней ходит муж комендантши Ренат. Даже не просто свидетелем, а соучастником, потому что девушка прыгнула с крыши, дверь на которую забыл закрыть Забела. Это событие переворачивает жизнь всей пятерки друзей, их крепкая, на первый взгляд, дружба и истинная любовь не проходят испытания трудностями. Им приходится предавать, врать, угрожать и даже спать с кем нужно за место в общаге.

Неотъемлемой частью студенчество во все времена остается общага.  Общежитие - место предназначенное для жилья учащихся.-4

Роман Васьянов, выбравший произведение для режиссерского дебюта, и его группа авторов все недостатки учли и историю переписали, конкретизировав в сценарии время действия, изменив диалоги, и даже придумав другой финал. Историю поместили в середину 80-х, что дало возможность прописать в сценарии советско-комсомольские нравы и атмосферу тоталитаризма. Образ же одновременно большого и тесного нищего общежития, с низкими потолками, мрачными синими стенами, в котором тебе ничего не принадлежит, а человек ценится меньше, чем шкаф или матрас, начал работать в картине в том числе на деконструкцию советского мифа, как аргумент против ностальгического отношения к СССР. От вида синих стен в холодном свете сгущается ощущение тревоги. Действие практически не выходит из стен общежития, даже крыша, на которой герои имеют возможность увидеть небо и город, остается за кадром, и выход на воздух происходит только в снах Забелы.

Многие герои взяты из книги, но несколько изменены. Например, Иван (Никита Ефремов) в фильме не выражает свою идеологию, он считает себя талантом, которому дозволено все.

Никита Ефремов
Никита Ефремов

Женские образы по сравнению с книгой стали более сложными, и актрисы отлично воплотили их на экране. Среди них заметно выделяется Юлия Ауг, в глазах ее свирепой комендантши Ботовой лишь ненависть к себе и другим, но иной жизни она не знает и не хочет знать. Она здесь императрица, в этой общаге, со своей свитой и фаворитами. Хочет — будет карать, хочет – помилует, только прощение надо заслужить лояльностью.

Юлия Ауг
Юлия Ауг

"Мне кажется, что фильм соответствует роману и текст в нем жив. Но поскольку литература — это одна художественная система, а кинематограф — другая, неизбежны потери или искажения при переводе произведения из одной в другую. К этому, как призывает наш президент, нужно относится с пониманием. Я хочу сказать, что фильм — это все-таки продукт режиссера, а не писателя, поэтому я его могу обсуждать только как обычный зритель. Это мощное высказывание, которое надолго останется в культуре. На меня фильм произвел шоковое впечатление: это тяжелое, серьезное произведение. Благодаря замечательной режиссерской работе Романа Васьянова и великолепной игре актеров, среди которых невозможно вычленить главного героя, потому что все они яркие и равнозначные, что редко сейчас. В современных фильмах запоминается обычно один герой, остальные — массовка. Здесь каждый равноценен." - говорил Иван Алексеев о фильме.

Многие считают, что тема картины ясна и понятна - падение. Даже финал фильма происходит в подвале, хотя началась все с падения с крыши. Однако, Иван Алексеев считает иначе: "Фильм о беде, но не о падении". Потому что в фильме много любви, дружба между героями по настоящему искренняя. И то, что произошло с каждый из них не делает из плохими людьми. Сделав свой выбор каждый все равно продолжает страдать.

Что же лучше?

Не думаю, что есть смысл отвечать. Два произведения получились разными по своей подаче, но одинаковые по главной мысли - идеи.

Книгу тяжело читать, особенно молодым людям, которые не привыкли к такой общаге и к философствованиям. Да даже такому быту. Кроме этого книга действительно оставляет депрессивное чувство внутри и желания отмыться от какой-то грязи. И все же не перестает быть шедевром современной литературы.

Не могу сказать, что фильм совсем легко смотреть. Режиссер фильма Роман Васьянов перенял "достоевщину" от Иванова. И создал не менее драматичную картину, но добавил своё видение. Поэтому изменены время, многие персонажи и даже финал.

Роман "Общага-на-крови" стал дебютом для Алексея Иванова, так и для Романа Васьянова фильм «Общага» — является режиссерским дебютом.