М. Веллер — мастер короткой прозы. Его «роман с рассказом» начался еще на филфаке: по короткой прозе он защищал диплом. Там же, на первом курсе, он написал рассказ с нестандартной композицией «Последний танец», в котором перемешал три временных пласта. Кто не читал — советую. Даже в «этой студенческой работе» пробивается «веллеровская энергичная дерзость»!
Ниже краткая характеристика 11 композиций, по которым, как считает маэстро, строятся почти все рассказы. Подробнее об этом — в его книге «Технология рассказа».
№ 1. Прямоточная
Самая древняя и популярная композиция. Подходит для «незамысловатых историй», где важнее всего изобразить мир, а не впечатлить сюжетом. События в такой композиции излагаются последовательно. Основное преимущество — погружение читателя в художественный мир.
Примеры:
- «Голубое и зеленое» Ю. Казаков.
№ 2. Окольцовка
«Это как бы рассказ в рассказе, где автор представляет читателю героя, выступающего в дальнейшем рассказчиком» — пишет М. Веллер. — «Таким образом создается двойной авторский взгляд на рассказ: поскольку сначала охарактеризовывается рассказчик, то затем в собственно рассказе может «браться поправка на рассказчика» — образы автора и рассказчика намеренно расподобляются. Автор, как правило, мудрее и информированнее рассказчика, он выступает судьей и комментатором собственной истории».
К основным преимуществам такого способа относятся:
а) языковое несовершенство можно переложить с автора на рассказчика;
б) большая достоверность, за счет истории от первого лица;
в) «двойной взгляд», который подталкивает читателя стать третейским судьей в споре рассказчика и автора. Тем самым читатель больше вовлекается в художественный мир.
Примеры:
- «Счастье» Ги де Мопассан,
- «Под палубным тентом» Д. Лондон — на мой вкус, наиболее интересный пример из триады,
- «Судьба человека» М. Шолохов.
№3. Точечная (новеллистическая)
Для «точечных рассказов» свойственно показывать не динамику характеров или событий, а демонстрировать «картинки из жизни». Ей часто пользуются авторы бытовой прозы. Отличие такой композиции от прямоточной в том, что здесь «ничего не происходит».
М. Веллер считает, что наиболее ярко точечная композиция используется «в новеллистике Шукшина и Зощенко».
Примеры:
- «Срезал» В. Шукшин.
№4. Плетеная
Суть в том, что основное повествование имеет много ответвлений в прошлое или будущее героев. Таким образом события заплетаются в повествовательную косу или узор. Чаще такой прием использует не новеллисты, а романисты, например, Томас Вульф. Также «плетенку» можно встретить в поздних рассказах Владимира Лидина .
__________________________________________________________________________________________
Вас может заинтересовать:
__________________________________________________________________________________________
№5. Остросюжетная
Здесь все просто — самое главное событие располагается в конце, т.е. развязка является кульминацией! В какой-то степени — это спекуляция на эмоциях читателя. Наверное, поэтому некоторые опытные книгочеи сразу заглядывают в конец книги.
Примеры:
- триллеры Д. Чейза,
- «Аэропорт» А. Хейли,
- рассказы С. Кинга.
№6. Детективная
Здесь, в отличие от остросюжетной композиции, центральной событие — преступление — выносится за скобки. Получается, что сюжет двигается не к главному событию, а от главного события.
Примеры:
- Эдгар По,
- А. Конан-Дойл.
№7. Двухвостая
Крайне эффективный прием, который позволяет поразить читателя и эмоционально его взорвать. Дело в том, что повествование настраивает на один финал, но по итогу все переворачивается верх дном. Например, события оказываются сном.
Примеры:
- «Гробовщик» А. Пушкин,
- «Случай на мосту через Совиный ручей» А. Бирс.
№8. Инверсионная
Еще один контрастный прием, который основан на смешивании эпизодов из разных времен. Например, после семейной ссоры может идти картинка со дня свадьбы.
Примеры:
- «Время и семья Конвей» Пристли,
- «Последний танец» М. Веллер.
М.Веллер резюмирует, что «обычно 7 и 8 используются для создания трагической тональности, «плохих концов», хотя в принципе возможно наоборот – утвердить светлый конец, завершая мрачные по колориту события жизнеутверждающим эпизодом из другого временного пласта».
__________________________________________________________________________________________
Вас может заинтересовать:
__________________________________________________________________________________________
№9. Шарнирная
«Классический образец — новеллистика О. Генри. Интереснейший гибрид с использованием элементов детектива, ложного хода и инверсии. В узловом пункте развития действия самое принципиально важное событие изымается автором, и сообщается под самый конец. Совершенно неожиданная концовка придает всему рассказу смысл иной, нежели читатель видел до этого: поступки героев приобретают иную мотивировку, иными оказываются их цель и результат» — характерезует шарнирную композицию М. Веллер.
№10. Контрапункт
Прием, когда автор параллельно развивает две и более сюжетные линии.
Примеры:
- «42-я параллель» Дос Пассос (классический пример),
- «Роман без любви» Сергей Воронин.
№11. Револьверная
Здесь события показываются под прицелом различных героев. Такой плюрализм создает более широкое психологическое повествование. Читатель имеет не одну версию мира, а много!
Примеры:
- «Сеньорита Кора» Х. Кортасар,
- «В чаще» Р. Акутагава.
Вместо вывода
Опираясь на исследования М. Веллера стоит помнить, что:
- Свои изыскания он проводил еще в прошлом веке.
- При разработке концепции прослеживается проблема «писательского анализа». Феномен, при котором отбор и разбор материала основывается больше на субъективных критериях, чем строго научных.
- М. Веллер оценивает композицию с позиции «читатель—писатель», т.е. его больше волнуют проблемы восприятия, чем построения.
Официальный сайт М. Веллера здесь.