3,3K подписчиков

Ударит ли по России начавшийся в Китае кризис

168 прочитали

Китай медленно но верно накрывают сразу два кризиса: энергетический и логистический. Не так давно всему прочему в Китае разразился еще и девелоперский кризис, но это отдельная история.

Первый кризис, как можно догадаться из названия, вызван нехваткой электроэнергии в связи с ростом промышленного производства. Часть китайских предприятий уже переходят в режим экономии, укорачивая рабочий день, что сказывается не только на ВВП, но и срыве поставок и обязательств перед торговыми партнерами.

Логистический кризис вызван в первую очередь коронавирусом и нехваткой морских контейнеров. В китайских портах образовались огромные пробки из контейнеровозов, миллионы контейнеров не могу покинуть пределы КНР, либо уже готовые товары просто не в чего загружать. Мировая логистическая цепочка, некогда работавшая как часы, дала сбой, поэтому поставки товаров из Китая осуществляются с большими (порою до полу года) задержками. Что бы понимать масштабы: в контейнеровоз может вместиться до 34 000 контейнеров, в портах Китая сейчас застряли сотни таких кораблей.

Вспоминая русскую поговорку “как до Китая раком” напрашивается вопрос: “А нам какое дело, что у них там в Китае?”. В 2021 доля Китая в импорте России составила 23,7%. Китай импортирует не только товары народного потребления, но и оборудование, полуфабрикаты (не пищевые) и т.д., от которых зависит работоспособность немалой части предприятий России.

Разберем на примере. Ивановская область – текстильная столица России, около 1000 предприятий заняты в этой отрасли, что при населении менее миллиона человек - довольно значительные цифры. Около половины используемых тканей, фурнитуры, наполнителей, оборудования, комплектующих – китайские. Уже сейчас на рынке тканей возник определенный дефицит. К примеру, контейнеры с тканью, которые должны поступить в августе, до сиих пор еще не получены, следовательно, у производителей возникает ряд сложностей.

Довольно большой перечень тканей, в основном специализированных, в России не производится, и у производителей готовых изделий не получится быстро найти поставщика уже на территории РФ.

И здесь у России есть два пути: либо ждать, когда Китай решит все свои трудности, либо активнее заниматься импортозамещением. Конечно, построить завод это не носки заштопать, но судя по тем тенденциям, (особенно в сфере энергетики), которые сейчас намечаются в Китае, кризис этот довольно быстро не рассосётся, а значит и у ряда российских предприятий в перспективе могут возникнуть серьезные трудности, так как уже ранее было отмечено, что на Китай приходится почти четверить всех импортируемых товаров в Россию.

В заключении хотелось бы отметить, что в России есть все необходимое для импортозамещения – рынок сбыта, технически-сырьевая база, специалисты и т.д., но как часто бывает, непреодолимым барьером может стать бюрократия. Будем надеется на лучшее.

Обычный контейнеровоз
Обычный контейнеровоз