Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Родители почти ничего не знают о развитии детей в раннем возрасте

Все знают, что развитие детей в раннем возрасте очень и очень важно. Его трудно переоценить, потому что “слишком много” раннего развития не бывает. Казалось бы, предупреждения Ибука Масару о том, что “После трех уже поздно”, должно было заставить молодых родителей ответственнее подходить к вопросу воспитания и развития детей с рождения, но нет. Как показывает мировой опыт, большинство родителей ничего особенного для развития детей в раннем возрасте не делает. Даже книги перед сном мало кто читает. Но почему?

Да по одной простой причине: знать, что это важно, знают многие, но как именно развивать ребенка ежедневно своими силами - не знает почти никто. Этому не учат молодых родителей. Все, что они могут сделать - водить (носить) младенцев в развивающие кружки 1-2 раза в неделю на 1 час. Но это почти ничего не дает для развития, да и не все родители могут себе позволить даже это. Какой выход? Научить молодых (и будущих) родителей развивать детей с рождения.

Как?

Ученые из Чикагского университета решили провести образовательный эксперимент для группы родителей, чтобы научить их правильно и методично развивать детей, применяя последние знания в возрастной психофизиологии.

Молодым родителям из первой контрольной группы на протяжении 6 месяцев показывали 10-минутные видео о важности чтения, физического и музыкального развития и другие аспекты взаимодействия, которых важно придерживаться в ранние годы ребенка. Эти видео вызвали некоторые изменения в убеждениях родителей, но их хватило ненадолго. Поскольку вмешательство было минимальным, ученые даже не удивились, узнав, что родители хоть и знали, но не придерживались полученных рекомендаций.

С другой группой молодых родителей поступили иначе: фактически как со школьниками. На протяжении 6 месяцев к ним домой с постоянной регулярностью приходили специалисты и делились последними научными данными о развитии их детей и предоставляли родителям стратегии. Например, объясняли, что и как именно нужно читать, что необязательно читать в книге каждое слово, что когда ребенок прерывает чтение и задает вопросы, нужно прерваться и ответить, эти разговоры очень полезны для его обучения. Или, например, объясняли важность распорядка дня, развития математического и пространственного мышления и как это сделать в обычных бытовых условиях: обращать внимание на количество и форму разных предметов. Рассказывали о возрастной психологии - что происходит с мозгом ребенка сейчас, что можно ожидать, а что еще рано ждать от ребенка. И так далее.

Во время посещений на дому специалисты на практике показывали родителям, как лучше взаимодействовать со своими детьми, и такой способ обучения родителей сильно ускорил обучение детей, а также наилучшим способом повлиял на общение между родителями и детьми.

Визиты специалистов обычно ограничивались одним часом, и уже на 12-й визит родители демонстрировали значительные сдвиги в своем воспитательном поведении и взглядах на раннее развитие. Ученые зафиксировали вполне измеримые изменения в результатах детей: у них улучшилось взаимодействие с родителями, послушание, повысился словарный запас, математические и социально-эмоциональные навыки.

Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Наше общество в массе своей не знакомо с научными данными о развитии детей. Мы гораздо больше времени тратим на чтение соцсетей, чем на изучение научных подходов к воспитанию. Но возможно, мы бы и уделяли время развитию своих детей, если бы это популяризировалось так же активно, как развлекательный контент. Но этого не происходит. По радио и телевидению мы не видим пропаганду раннего развития, да и вообще правильного воспитания, зато много видим политической пропаганды, замечательно разбираемся в том, как надо управлять страной (своей и чужой), но не понимаем, как управлять собственными детьми.

Никто не рождается со знанием как воспитывать детей, надеяться на природные инстинкты в столь сложном техническом обществе нелепо. Нет ничего, что хоть как-то бы готовило молодых людей к роли родителей: нет уроков в школе, нет курсов в университетах, нет систематических способов обмена информацией между родителями и специалистами, вообще нет культуры поддержки родителей. Зато есть очень большой спрос с родителей за то, что они неправильно воспитывают своих детей. И еще осуждение, если они упускают то самое золотое время, после которого действительно бывает уже поздно.

Ольга Ракитина