Найти тему

Рождение Седьмой симфонии

В самом начале войны Куйбышевская область стала одним из немногих регионов страны, где был сосредоточен громадный культурный потенциал. В нашем городе жили и работали многие советские писатели, певцы, музыканты, композиторы - Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Илья Эренбург, Ванда Василевская, Валентин Катаев, Петр Павленко, Давид Ойстрах, Иван Козловский, Валерия Барсова, Мария Литвиненко-Вольгемут, Лев Оборин и другие

Центр культуры

Осенью 1941 года из осажденной Москвы и блокадного Ленинграда в течение всего нескольких месяцев в #Куйбышев эвакуировали Государственный академический Большой театр, Ленинградский академический театр оперы и балета, симфонический оркестр Всесоюзного радио и другие известные на весь мир художественные коллективы. В период эвакуации в Куйбышевском областном театре оперы, балета и музыкальной комедии служили такие известные всей стране актеры и певцы, как Анна Атаманова, Тарас Демидов, Михаил Ярин, Николай Скалов, Александр Глудзовский и др.

Уже в сентябре #1941 года начал ставить произведения столичных драматургов и Куйбышевский драматический театр. Среди них были пьесы «Фронт» Александра Корнейчука, «Нашествие» Леонида Леонова, «Парень из нашего города»#константин симонов , «Офицер флота» Александра Крона. Большой популярностью в те годы пользовалась также театральная классика — произведения Максима Горького #«На дне» , Александра Островского «Бешеные деньги», Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Артисты часто выезжали с гастролями на фронт, и в течение войны успели показать на передовой 485 спектаклей.

Но самым выдающимся культурным событием военного Куйбышева, вне всякого сомнения, была #премьера Седьмой симфонии молодого ленинградского композитора Дмитрия Шостаковича, которая состоялась 5 марта #1942 года в зале Куйбышевского областного театра оперы и балета. Первым исполнителем симфонии стал оркестр эвакуированного из Москвы Большого академического театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. Именно этот коллектив дал путевку в жизнь гениальному произведению Шостаковича.

Гнев и милость вождя

Дмитрий Шостакович родился 12 (по новому стилю 25) сентября 1906 года в Санкт-Петербурге и здесь же получил музыкальное образование, окончив Петроградскую консерваторию. Его дипломной работой в 1925 году стала Первая симфония, за исполнение которой на международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве Дмитрий получил главный приз. Тогда же музыка молодого автора быстро получила признание за рубежом, чего нельзя было сказать о нашей стране.

В конце 20-х и начале 30-х годов Шостакович написал Вторую и Третью симфонии, которые советская критика назвала «пропагандой буржуазной культуры», а после премьеры оперы «Леди Макбет Мценского уезда» в 1934 году в газете «Правда» вышла статья под заголовком «Сумбур вместо музыки» и оперу Шостаковича из театрального репертуара немедленно убрали.

Иной автор после такого разгрома наверняка оставил бы творческую карьеру, но Шостакович в 1936 году завершил работу над Четвертой симфонией, которая, впрочем, в атмосфере начавшегося в то время в стране государственного террора до сцены так и не дошла. Впервые для публики она была исполнена только в 1961 году.

В мае 1937 года Шостакович написал свою Пятую симфонию, в которой, как считается, он сумел «замаскировать» драматический характер музыки общепринятыми симфоническими формами. После первого исполнения этого произведения сам Сталин неожиданно для всех выступил на страницах «Правды» со статьей, в которой были такие строки: «Это деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Слова вождя тут же вызвали в советской прессе шквал хвалебных статей по поводу творчества Шостаковича, а его Пятую симфонию стали официально называть «образцом социалистического реализма в музыкальном искусстве».

Несмотря на такое признание, отношения Шостаковича с властью по-прежнему продолжали носить двойственный характер. Он получил место преподавателя в Ленинградской государственной консерватории, где написал свою Шестую симфонию премьера которой состоялась в ноябре 1939 года. Но критика ее демонстративно не замечала, поскольку «наверху» мнение об этом сочинении оказалось не слишком благоприятным.

-2

Седьмую (Ленинградскую) симфонию, самое знаменитое свое произведение, Шостакович начал писать в сентябре 1941 года, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады, Шостакович подал заявление с просьбой направить его на фронт. Вместо этого он получил приказ готовиться к отправке на «Большую землю». Вскоре семья композитора была переправлена в Москву, а 22 октября 1941 года со вторым эшелоном Большого театра он с женой и двумя детьми прибыл в Куйбышев.

Там была война

Эвакуированные приехали в город с минимумом багажа и почти без денег. К тому же у Шостаковича где-то среди театральных вещей затерялся чемоданчик с первой частью партитуры #Седьмая симфония . Всех сначала поселили в школе № 81, которая и сейчас находится на Самарской площади. Школьные классы разгородили простынями и одеялами, и в таких условиях здесь первое время жили не только Шостаковичи, но также артисты и музыканты Большого театра, а еще семьи других композиторов, писателей, певцов. Вагон с вещами эвакуированных, как потом оказалось, застрял в Рузаевке, и в Куйбышев он прибыл только через неделю. Среди общего багажа, к радости композитора, отыскался и его чемоданчик с партитурой Седьмой симфонии.

-3

А совсем скоро всем деятелям культуры, приехавшим из Москвы, начали выделять более комфортное жилье. Семье Шостаковича после долгих мытарств предоставили двухкомнатную квартиру в доме № 146 на улице Фрунзе. Здесь композитор смог продолжить работу над Седьмой симфонией, и последнюю правку в ее партитуру он внес 27 декабря 1941 года.

Подготовку премьеры оркестр Большого театра начал в середине января. Незабываемые впечатления от этих репетиций остались у Алексея Толстого, который, как уже говорилось, тогда тоже жил в Куйбышеве: «В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом — Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле — Шостакович, похожий на злого мальчика... Сейчас — после корректур — будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке».

Прием нового музыкального произведения публикой был ошеломляющим. Очевидцы вспоминают, что после заключительных аккордов в зале в течение десяти-пятнадцати секунд стояла гробовая тишина, а потом на музыкантов и автора обрушился настоящий шквал аплодисментов. Присутствовавший на премьере киносценарист Алексей Каплер вспоминал об этом так: «Слова „овация“, „успех“ ни в какой мере не передают того, что творилось в зале. У многих на глазах стояли слезы. Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций».

Признание гениальности

Работу над Седьмой симфонией композитор смог продолжить в доме № 146 на улице Фрунзе, и последнюю правку в ее партитуру он внес 27 декабря 1941 года

На другой день после премьеры копия партитуры Седьмой симфонии самолетом была отправлена в Москву. В Колонном зале Дома Союзов эта музыка была исполнена 29 марта 1942 года, а 9 августа произведение Шостаковича прозвучало и на его родине — в блокадном Ленинграде. В том же году Седьмую симфонию впервые услышали в Нью-Йорке, куда микрофотокопию ее партитуры переправили через Тегеран, Каир и ряд городов Латинской Америки.

В конце 1942 года Шостакович написал свою Восьмую симфонию, в которой он, по мнению искусствоведов, словно бы нарисовал монументальную фреску о событиях, происходящих в это время вокруг него.

Кроме того, именно Шостакович организовал, а затем некоторое время возглавлял Куйбышевское отделение Союза композиторов #СССР . Заседания отделения были еженедельными. Посвящались они, главным образом, обсуждению новых произведений. Эту форму Шостакович считал основной, самой необходимой, продуктивной, способствовавшей активизации композиторских сил. По воспоминаниям современников, в обсуждениях регулярно участвовали также проживавший в Куйбышеве чешский профессор Зденек Неедлы, венгерский антифашистский композитор Ференц Сабо, куйбышевский композитор Виктор Денбский и другие.

В марте 1942 года Дмитрий Шостакович получил в областном центре большую четырехкомнатную квартиру с отдельным кабинетом, роялем и видом на Волгу в доме № 2а на улице Вилоновской (впоследствии так называемый «обкомовский» дом). К этому времени до Куйбышева из блокадного Ленинграда благополучно добрались его мать, сестра и племянник. По указанному адресу вся большая семья Шостаковича жила до весны 1943 года. Третьего марта все вернулись обратно в Москву.

В мае 2004 года в Самаре на фасаде дома № 146 по улице Фрунзе, где Дмитрий Шостакович завершал работу над Седьмой симфонией, была открыта мемориальная доска с его барельефом. А в сентябре 2006 года, в день столетнего юбилея со дня его рождения, отрезок улицы Рабочей от Струковского сада до площади имени Куйбышева, на который выходит этот дом, был переименован в честь Шостаковича. Улицы с таким названием нет больше нигде в мире.

Источник http://gubernya63.ru/Lichnost-v-istorii/famous/rozhdenie-sedmoj-simfonii.html

Удачи Вам в Ваших делах и хороших поездок! Спасибо за Ваши лайки и Ваши подписки !

Туристическая компания "Профцентр" - номер РТО 003897 в Федеральном реестре туроператоров РФ - #туроператор по всем видам внутреннего туризма с 1997 года

Читайте т.ж.- Город Куйбышев (ныне Самара)-столица СССР. Как это было

Где и как жили дочь и внук И. Сталина в эвакуации? Показываем особняк