Найти тему

Мои уроки безопасной жизнедеятельности эффективней школьных ОБЖ

Сейчас в школах есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - ОБЖ. Когда в свое время он только появился в расписании у дочери, я порадовалась: детей подготовят к различным ситуациям в жизни, это же здорово!

Разводить костер и ориентироваться в лесу, поставить палатку и очистить воду в полевых условиях, сориентироваться в незнакомой местности и знать, как действовать в случае ЧС, оказать первую помощь, потренироваться в наложении простых повязок. К сожалению, все оказалось не совсем так.

В нашем случае все свелось к нудному изложению теории. Практика была 2 раза: во дворе школы группы детей ставили палатку и складывали дрова для костра. Но только складывали! Попытка ребят разжечь дрова, сложенные правильно для костра, вызвала чуть ли ни сердечный приступ у учителя, ученикам влетело, а им уже было по 14-15 лет.

Остальное было просто лекции, презентации, фильмы. А в конце как вишенка на торте: им дали структуру вооруженных сил России, а это-то зачем, кто меня бережет? Как вы думаете и сколько дети из этого курса вынесли? Абсолютно ничего! Может, конечно, это нашей школе так не повезло.

Я задумалась, а как сформировались навыки безопасного выживания нашего поколения?

Ну во-первых, естественным образом.

Мы много времени проводили на улице, играли в не всегда безопасные игры, вроде взрыва карбида в бутылке, бегали по стройкам, лазили по деревьям и заборам, запускали ракеты, делали дымовушки, увязали в весенней грязи в огородах, жгли осенние костры из ботвы в огородах, катались на плотах в котлованах, и все это без присмотра взрослых. Правила безопасности передавались от старших детей младшим. Рассказы, что когда-то кому-то прилетело от взорвавшейся бутылки с карбидом в глаз, действовали лучше ста нотаций.

Многое познавалось на своем опыте. Так я выяснила, что железка в костре, даже уже потухшем, еще долго остается очень горячей, что в густой грязи можно оставить обувь, научилась лечить мелкие раны подорожником, а то и просто листом тополя, прикладывать холод к ушибам и узнала кучу прочих мелких жизненных полезностей. Мы не боялись ссадин, синяков и шишек. Каждая ссадина или шишка приносила жизненный опыт. Мы умели собирать березовый сок весной, находить дикий лук по дороге на озеро. Передаваемые друг другу страшилки про «волчьи ягоды» отбивали желание пробовать незнакомые ягоды. Я до школы знала, как выглядят ядовитые растения, встречающиеся в окрестностях.

-2

Во-вторых, в старших классах у нас был предмет НВП, начальная военная подготовка. Там кроме навыков строевого шага и сборки разборки автомата, мы получили практические навыки оказания первой медицинской помощи. Нас научили накладывать повязку на кисть, стопу, голову. Помню соревнования по бинтованию головы, таким чепчиком, все на практике! Так я до сих пор эти все навыки помню. Если бы мне это все просто рассказали, даже с картинками, вряд ли это так запомнилось.

В-третьих, мы ходили в 2-3-х дневные походы с палатками к озеру в 10-15 км, нас человек 15 и одна учительница с нами, наш классный руководитель, учитель географии. И никаких согласий от родителей, никаких разрешительных документов. Родители совершенно спокойно отпускали нас, доверяя нашей вменяемости и самостоятельности. Мы собирали ветки для костра, готовили на нём еду, ставили палатки. За один такой поход сразу приобретали кучу полезных навыков. Учились самостоятельности, и самим что-то делать для своей «безопасной жизнедеятельности».

Главное, мы постепенно привыкали нести ответственность за свою жизнь и здоровье. Это важно. Я убедилась в этом, когда первый раз отпустила дочь одну идти на музыкальные занятия. Когда она шла со мной, она мало обращала внимание и на светофоры, и на машины, ведь рядом была я, которая все это отслеживала. Когда она возвращалась, я, выйдя ей навстречу удивилась, насколько внимательно и тщательно она пережидала поток машин на нерегулируемом переходе.

За 11 школьных лет дочери я не однократно сталкивалась с тем, что школа абсолютно уверена, что, если наших детей оставить без присмотра, они покалечатся или сожгут весь мир. Я понимаю, что закон об образовании возлагает ответственность за жизнь и здоровье детей на учителей тоже и они просто перестраховываются. Но в результате такой «опеки» мы получаем тепличное поколение, не наработавшее самостоятельность.

Идея уроков ОБЖ очень правильная, но без практики вся теория теряет смысл. Теоретически научить разжигать костер?

Может это, конечно, проблема больших городов. Летом мы отдыхали на базе в Горном Алтае в маленькой деревне на краю леса. 6-летний сынишка хозяйки базы бегал с такими же детишками в лес собирать дикую малину. А там вообще-то и медведи водятся...