Найти в Дзене

Общественному транспорту выделили отдельную полосу, но это понравилось далеко не всем

Выделенные полосы для движения общественного транспорта появились в Минске накануне Европейских игр в 2019 году. С тех пор их протяженность постоянно увеличивается. ГАИ все настойчивее требует соблюдения правил проезда по полосе с крупной литерой «А». Вместе со старшим инспектором ДПС ОГАИ Фрунзенского РУВД г. Минска капитаном милиции Виталием Морозовым мы проверили, не создают ли водители препятствий движению маршрутных транспортных средств. «Выбор невелик: или нарушаю правила, или теряю заработок» Место дислокации – улица Притыцкого. Здесь интенсивность движения одна из самых высоких в столице. Многие троллейбусы и автобусы именно на этой оживленной магистрали съезжают на улицы Лещинского, Жудро, Ольшевского и Глебки. В часы пик здесь нередки пробки. – Проблемные точки – это еще проспект Дзержинского и улица Немига. Отдельная полоса для общественного транспорта, которая введена на наиболее загруженных дорожных артериях, – один из важных шагов для борьбы с заторами. Заезжать на нее в

Выделенные полосы для движения общественного транспорта появились в Минске накануне Европейских игр в 2019 году. С тех пор их протяженность постоянно увеличивается. ГАИ все настойчивее требует соблюдения правил проезда по полосе с крупной литерой «А». Вместе со старшим инспектором ДПС ОГАИ Фрунзенского РУВД г. Минска капитаном милиции Виталием Морозовым мы проверили, не создают ли водители препятствий движению маршрутных транспортных средств.

«Выбор невелик: или нарушаю правила, или теряю заработок»

Место дислокации – улица Притыцкого. Здесь интенсивность движения одна из самых высоких в столице. Многие троллейбусы и автобусы именно на этой оживленной магистрали съезжают на улицы Лещинского, Жудро, Ольшевского и Глебки. В часы пик здесь нередки пробки.

– Проблемные точки – это еще проспект Дзержинского и улица Немига. Отдельная полоса для общественного транспорта, которая введена на наиболее загруженных дорожных артериях, – один из важных шагов для борьбы с заторами. Заезжать на нее владельцам личных автомобилей разрешено лишь для поворота направо в определенных местах, обозначенных пунктирной линией, – подчеркивает Виталий Морозов.

Но водитель «Форда», который резво едет по запрещенной полосе, похоже, этого не знает. Молодой человек не понимает, почему его остановили.

– Вы двигались по полосе общественного транспорта, – поясняет Виталий Морозов.

– А…. Точно... Понимаете, я курьер, опаздываю. Извините, – протягивает права парень.

-2

Виталий Морозов пробивает его по базе и видит: тот не относится к числу злостных нарушителей.

– Вы вообще знаете о существовании таких полос? – встреваю в беседу.

– Конечно! Я ведь бывший «маршрутчик».

– Как вы относитесь к этому нововведению?

– Отлично! Минск перегружен автомобилями. Нужно поддерживать людей, которые делают выбор в пользу общественного транспорта. Одно дело сидеть в пробке в переполненном автобусе и совсем другое – в своем авто, с кондиционером и музыкой.

Проходит немного времени после того, как курьер отправляется по своим адресам, и видим: «Мазда»-убер нагло останавливается прямо на полосе с «А» перед магазином «Богатырь».

– Меня вызвали прямо сюда. Не имею права отъехать дальше, чем на 150 метров. Иначе программа-навигатор «не увидит» клиента, – объясняется таксист Дмитрий. – Выбор невелик: или нарушаю правила, или теряю заработок.

-3

– Получив водительское удостоверение, вы соглашаетесь с правилами выполнения ПДД, – терпеливо объясняет инспектор. – Если автомобиль не мешает общественному транспорту и нет запрещающих знаков, то можно остановиться, чтобы высадить или посадить пассажира. Но если установлен знак 3.27 – останавливаться нельзя.

Дмитрий божится: усвоил правило, как таблицу умножения. И клянется, что постарается в дальнейшем не «попадаться ГАИ на глаза».

В ПДД нет термина «если мне надо»

Замечаем, как элегантный коричневый «Лексус» красиво плывет в крайнем правом ряду. Инспектор по громкоговорителю приказывает нарушителю остановиться. За рулем женщина. Протягивает права и объясняет, что везла дочь в колледж, высадила недалеко от него и продолжила движение по полосе общественного транспорта.

-4

– Во-первых, на этой полосе остановка запрещена, во-вторых, двигаться по ней разрешено только для поворота направо.

– А если мне надо остановиться? – недоумевает водитель.

– В правилах дорожного движения нет такого термина: «если мне надо», – улыбается инспектор.

– Как тогда высадить ребенка возле колледжа?

– Припарковать автомобиль в разрешенном месте. В следующий раз для высадки поверните на улицу Жудро или в тот карман, – показывает рукой инспектор.

– Поняла. Спасибо.

Интересуюсь у владелицы «Лексуса» отношением к выделенной для общественного транспорта полосе.

– Раз придумали, то, наверно, правильно, – пожимает плечами она.

Виталий Морозов популярно объясняет ей, для чего нужно это нововведение:

– Наши две машины занимают столько места, сколько один небольшой автобус, который перевозит в час пик до 50 пассажиров. Представьте, что каждый из них ехал бы на авто: в ряд выстроились бы десятки машин – уже поток получается. Как сквозь него пробиться маршрутке или автобусу?

Водитель «Лексуса» дает слово, что нарушать больше не будет.

-5

Замечено, что эффективность выделенных полос напрямую зависит от присутствия там сотрудников ГАИ. Стоит автомобиль с маячками – и торопыг в разы меньше. Как только инспекторы уехали – правый крайний ряд, как магнитом, притягивает водителей машин.

– Люди должны научиться уважать друг друга, думать не только о своем удобстве, – рассуждает мой собеседник. – Но на дороге многие хотят преимуществ только для себя, а о других и о правилах ПДД забывают. Поэтому по поводу выделенных полос разговор должен идти в контексте повышения культуры водителей в целом.

В Беларуси, как и в мире, широко рекламируются концепции «зеленого города» и «города без пробок». Чтобы разгрузить магистрали и очистить от загрязнений воздух, нужно попытаться убедить как можно больше людей пересесть на общественный транспорт. И здесь поможет «полоса везения», если водители авто отнесутся к новшеству серьезно.

Начальник ОГАИ МОБ Фрунзенского РУВД г. Минска Андрей Шуканов:

– Выделенные полосы для общественного транспорта – это мировая практика. Читал, что в Париже на многих улицах автобусные коридоры отделены специальным бетонным барьером! И на них установлены радары, которые фиксируют нарушителей. На мой взгляд, в недалеком будущем полос для общественного транспорта станет больше в нашей столице, появятся они и в областных центрах, на магистралях с оживленным трафиком. Ведь из «Минсктранса» приходит немало жалоб о том, что перевозка пассажиров осуществляется с задержками. Причина – перегруженный крайний правый ряд. Поэтому «разгрузка» таких полос продолжится. Кстати, на пересечении Притыцкого и Лобанка уже установлены и работают камеры по фотофиксации парковки на полосе для маршрутных транспортных средств. Пока в полосе, выделенной для движения общественного транспорта, они работают в тестовом режиме. Однако водителям не стоит расслабляться: наши сотрудники на подобных участках могут привлекать их к ответственности за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части (ч. 7 ст. 18.13 КоАП) и за нарушение правил остановки/стоянки (ст. 18.18 КоАП). Акцентирую внимание на том, что за езду по выделенной полосе для общественного транспорта грозит штраф от 1 до 5 базовых величин, за парковку в неположенном месте – 1 базовая величина для легкового транспорта и 5 базовых – для грузовиков и автобусов.

Елена ЕЛОВИК