Найти тему

Под покровом Богородицы

14 октября в России отмечается Покров Пресвятой Богородицы, который принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Этот праздник на Руси установлен с XII века. Поначалу почитание было исключительно в новгородских и псковских землях. В 1165 году Первый православный храм в честь Пресвятой Богородицы повелел построить Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский. Так появился красивейший храм Покрова на Нерли. С этого времени начинается повсеместное возведение церквей во имя Божией матери, зарождаются иконописные традиции представления Святой девы. Постепенно праздник начинает широко почитаться в московских землях.

В Александровской слободе – великокняжеской резиденции Василия III – в 1513 г. тоже была освящена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Устроителем храмов в честь Святой Богоматери был и Иван Грозный. Под его командованием в 1552 г. (накануне Покрова) была одержана победа над Казанским ханством, в которой государь видел торжество русского православного духа. В честь этого события государь приказал построить собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (более известный как храм Василия Блаженного), а сам праздник по его указу был включен в число великих праздников Русской Православной Церкви. Образы Заступницы с XVI в. становятся одними из самых почитаемых икон, чудесными образом взявшие под свой «покров» Русское государство и его православный народ. Это как нельзя лучше отражало идею богоизбранности Московского царства. Не случайно Домовый храм Ивана Грозного в опричной столице (Слободе) освящен в честь этого же праздника.

Покровская церковь. Домовый храм Ивана Грозного. Памятник архитетуры XVI век.
Покровская церковь. Домовый храм Ивана Грозного. Памятник архитетуры XVI век.

Со временем праздник стал всенародно любимым. С Покровом связано много народных примет и традиций. К этому времени заканчивались сельскохозяйственные работы и начиналась пора свадеб. «Снежок белый поля покрывает, меня, девицу, замуж наряжает». Название Покров (плат) ассоциировалось с головным платком или фатой невесты. В народе говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Кроме того, если на Покров выпадал снег, считалось, что зима будет ранняя и снежная.

В фондовом собрании музея-заповедника имеются почти все типы иконографических изводов Богоматери, отличающихся по сюжету композиции и времени создания. К великому празднику особо почитаемые на Руси образы Богоматери XVII-XIX вв. из музейной коллекции представили на выставке «Под покровом Богородицы».

Кстати, большинство древнейших икон попали на Русь из Византии, получив название от мест пребывания или чудесного обретения, которое чаще всего происходило во время бедствий, эпидемий, военных конфликтов. В XVI веке особым почитанием пользовались иконы Богоматери Владимирской и Казанской. Они не раз избавляли обособленные княжества от полчищ золотоордынских ханов, символизируя единение православного народа (это поясной вариант изображения Богородицы с младенцем). Весьма любили образ Богоматери Боголюбской, написанный в 1158 г. по заказу князя Андрея Боголюбского, которого Иван Грозный почитал как первого собирателя Русских земель. Икона являет редкий тип ростового изображения Богородицы, непрестанно молящейся сыну за весь род человеческий.

В XVII-XVIII веках иконография изменилась. Наряду с традиционными поясными и ростовыми изображениями распространились сюжетные, представляющие Богоматерь в окружении пророков, апостолов, ангелов, святых: «Богоматерь беседная», «Всех скорбящих радость», «Живоносный источник», «София Премудрость Слово Божие».

Представленные на выставке иконы иллюстрируют развитие иконописных традиций - от простых к более сложным сюжетным и философским композициям.

#Александровскаяслобода #МузейИванаГрозного

Икона. Богоматерь «Всех скорбящих радость». XIX в. Дерево, левкас; темпера, позолота.
Икона. Богоматерь «Всех скорбящих радость». XIX в. Дерево, левкас; темпера, позолота.
Икона. Богоматерь Живоносный Источник. Конец XIX в. Левкас, паволока, дерево; темпера.
Икона. Богоматерь Живоносный Источник. Конец XIX в. Левкас, паволока, дерево; темпера.
Икона. Богоматерь Казанская. Конец XIX в. Дерево, левкас; темпера, золочение.
Икона. Богоматерь Казанская. Конец XIX в. Дерево, левкас; темпера, золочение.
Икона. Образ Пресвятой Богородицы Боголюбской. 1878 г.. Дерево, грунт; темпера.
Икона. Образ Пресвятой Богородицы Боголюбской. 1878 г.. Дерево, грунт; темпера.
Икона. Богоматерь Владимирская. XVIII в. Дерево, серебро, жемчуг, паволока, левкас, ткань, стекло; чеканка, шитье, темпера.
Икона. Богоматерь Владимирская. XVIII в. Дерево, серебро, жемчуг, паволока, левкас, ткань, стекло; чеканка, шитье, темпера.