Еще Петр I понимал всю выгоду расположения, сего места, поэтому, задумав строить морскую крепость на острове Котлин, нынешний Кронштадт, жаловал эти земли первым лицам государства.
"Уж за своё-то будут горой стоять", - так рассуждал мудрый царь.
А пока что продолжалась Северная война...
В 1702 году в тайном послании из Стокгольма в Москву сообщалось про остров Котлин "мимо никакому судну, окроме лодок, обойтить невозможно".
Всего за одну зиму 1703-1704 годов, пока шведские корабли зимовали в незамерзающих портах, Пётр I возводит на острове Котлин надёжный заслон молодой столице на Неве.
С 1720-х и по сей день Кронштадт, что означает «коронный город» является главной военно-морской базой Балтийского флота.
Землю напротив крепости Пётр жалует князю А. Д. Меншикову - поистине царский подарок. Это конечная точка Петергофской дороги и место паромной переправы в Кронштадт.
Сентябрь 1941
Г. К. Жуков, прибывший в окруженный город сменить К. Е. Ворошилова на посту командующего Ленинградским фронтом, тоже понимал значимость географического положения данного места.
Высокий берег прямо против Кронштадта, расстояние по прямой всего 7 км. Если сдать Ораниенбаум немцам, Кронштадт будет расстрелян прямой наводкой. В случае потери этой базы Балтийского флота Ленинград не удержать.
Новому командующему фронтом приписывают слова:
«Этот населенный пункт нельзя сдавать врагу ни при каких обстоятельствах. Ещё раз повторяю, ни при каких!»
К 15 сентября 1941 передовым отрядам немцев удалось выйти к Финскому заливу. Противник овладел Стрельной и Петергофом, дальше продвинуться не удалось.
Так образовался Приморский плацдарм, за малые размеры прозванный Ораниенбаумским "пятачком".
Даже знаменитый, но давно несовременный крейсер "Аврора", и тот был брошен на защиту "пятачка" - притоплен в местной гавани.
Дворец Меншикова
Только благодаря тому, что во Вторую мировую Ораниенбаум так и не достался немцам, мы с вами видим постройки такими, какими они были при Меншикове, Петре I и Екатерине II.
Прибывающими в Санкт-Петербург морем - другого пути не дано - парадная резиденция первого вельможи государства должна была восприниматься символом мощи Российской державы.
Может быть, поэтому Дворец в Ораниенбауме венчает императорская корона?
Не факт, но навряд ли уже в те годы Александр Данилович вынашивал планы породниться с императорской семьей.
С труднопроизносимым названием Ораниенбаум тоже не все однозначно.
Мне симпатична версия о восхищении Петра I английским королем Вильгельмом III Оранским. В честь него уже была названа крепость Ораниенбург в Воронежской губернии, так почему не сделать царю приятное?
И все бы было хорошо, и уж точно иначе, проживи государь Петр I лет на десять дольше.
Роль верного друга и преданного соратника Петра в истории «проще недооценить, чем переоценить», но...
Александр Данилович Меншиков, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, подвергся опале в 1727, был лишён имущества, званий и наград, и с семьёй сослан в Сибирь, где через полтора года умер.
Сегодня в его бывшем дворце смотреть особо нечего. Все было разграблено и уничтожено... лет за двести до Октябрьской революции. Дворец "ходил по рукам", что всегда плохо.
В Ораниенбауме, ныне Ломоносове, сохранился сам дворец Меншикова и оба его флигеля, всё без подлинной пышной обстановки. Частично обстановка сохранилась от более поздних владельцев.
Гораздо больший интерес на территории усадьбы Меншикова представляет Китайский дворец Екатерины II, много позже облюбовавшей это место.
Всем счастливых дорог!