ВЫСТАВКА «РУССКОЕ НИГДЕ». Отражение суровой реальности или плод воображения?
Весной этого года в центре Москвы прошла выставка современного искусства «Русское нигде» Павла Отдельнова. В неё вошла новая серия живописи, фотографии, инсталляции и даже видео. Художник ворвался в современное искусство и успел поучаствовать в различных международных выставках и биеннале. Благодаря своему оригинальному подходу к творчеству, он получил в сфере современного искусства. На данный момент многие его работы хранятся в музейных, корпоративных и частных коллекциях в России и за границей. Павел добился известности в первую очередь благодаря работе в жанре индустриального пейзажа и исследованиям постсоветского уклада жизни.
Павел Отдельнов в большинстве своих работ изображает привычную атмосферу российских городов и их окраин. Он изучает их монотонность и исключительную схожесть между ними. На этом художник не останавливается, его также приалекает эстетизация повседневных индустриальных и постиндустриальных пейзажей, старых советских ландшафтов. Тема жизни в стране после развала СССР стремительно набирает популярность в социальных сетях, где она выступает как атрибут самоидентификации для тех людей, кто появился на свет в 90-е и нулевые годы.
При создании проектна «Русское нигде» Павел Отдельнов продолжил исследовать периферийные районы русских городов, поселков и деревень. Это исследование он начал еще в ранних проектах несколько лет назад: «Внутреннее Дегунино» 2014 года и «ТЦ» 2015 года. Он использовал перечисленные районы как скучные и мрачные пространства, в которых не происходит ничего интересного. Попасть намеренно в них невозможно. Все они в работах Павла изображены как максимально серыми, унылыми, состоящими исключительно из складских помещений, линий электропередач и заржавевших труб, поломанных гаражей и разрисованных, ветхих заборов. Все эти, казалось бы, обыденные места ощущаются одновременно чужими и от части родными, знакомыми. Благодаря унифицированности этих мест и схожей, угнетающей атмосфере, Павел Отдельнов добился этого эффекта.
В 21 веке благодаря социальным сетям появились специализированные интернет-сообщества, где люди обсуждают свои города. Участники сообществ пытаются романтизировать серость и унылость, выстроить по отношению к ним «ироническую дистанцию». Постоянными спутниками фотографий и видео периферийных ландшафтов являются комментарии из социальных сетей. Отдельнов перенес все комментарии и записи в свои живописные, фотографические работы и оригинальные инсталляции. На выставке «Русское нигде» все эти записи очень напоминают вывески ближайшего районного кафе или продуктового магазина. Благодаря этому «неместа» наделены своей собственной субъектностью, впитав в себя голоса огромного количества людей, которые живут и ежедневно соприкасаются с этими безликими, но такими родными пространствами.