Среди знаковых фотографий Великой Отечественной войны есть серия ярких, по-настоящему живых портретов веселой девушки-регулировщицы, созданных на заключительном этапе военных действий. Ей всего 18 лет, впереди вся жизнь.
Опубликованные по отдельности в советских газетах, а потом и в трехтомнике воспоминаний Г. К. Жукова, снимки подкупали зрителей какой-то детской непосредственностью главной героини. Как будто и нет войны. Вот только указатель «На Берлин» не оставлял сомнений, что красавица в солдатской шинели сейчас на фронте, пусть и не на передовой. И любой день для нее, как и для любого другого советского воина, мог стать последним.
Кем была эта девушка?
Как она оказалась на фронте и где служила?
Как сложилась ее судьба?
Автор фотографии «На Берлин» - знаменитый советский фотограф Марк Степанович Редькин (1908-1987).
С 30-х годов он работал фотокорреспондентом ТАСС. Снимал полярников, ударников труда, бойцов и командиров Красной Армии. Оказавшись на фронте с первого дня, станет одним из главных фотографов Великой Отечественной войны. Рискуя жизнью, Марк Редькин нередко оказывался на передовой, в самом эпицентре военных действий.
Однажды он отправился в боевой вылет на бомбардировщике, чтобы запечатлеть советских летчиков прямо за выполнением задания. Но самолет был подбит и совершил жесткую посадку. Пилот и штурман не спаслись, а Марка Редькина подобрали местные жители. Два месяца он провалялся в госпиталях, но после выздоровления сразу же выехал на фронт.
Большая часть военных фотографий Марка Редькина посвящена простым людям на войне. На передовой и в тылу. Во время боя и на кратком отдыхе. В горькие моменты утраты и нечастые минуты радости. Серия фотографий «На Берлин» как раз из подобных работ.
В апреле 1945 года Марк Редькин в составе частей 3-го Белорусского фронта передвигался на попутках где-то в Восточной Пруссии (север современной Польши). В какой-то момент его внимание привлекла молодая девушка-регулировщица. Выскочив из кузова, фотограф подошел к ней с неожиданным вопросом:
- Девушка, желаете войти в историю?
Марк Редькин сделал несколько снимков.
И везде «Регулировщица Таня» (именно так первоначально называлась фотография) стоит, едва сдерживая улыбку. Она так и не смогла собраться и сделать серьезное лицо перед объективом фотоаппарата. Да тут еще и проезжавшие мимо солдаты подтрунивали:
- Сестренка, айда с нами, в Берлин!
Не привыкла восемнадцатилетняя девушка к такому вниманию. За два с лишним года на войне повидала всякого и большей частью – страшного и горького.
Таня Александрова родилась 31 декабря 1926 года в городе Боровичи Новгородской области. Сразу после начала войны побежала в военкомат, проситься на фронт. Но девочку, которой не исполнилось еще и 15 лет, погнали взашей.
Родной город вскоре стал прифронтовым. Советским войскам удалось удержать его и обеспечить защиту Ленинграда на дальних подступах. В Боровичах развернули сеть прифронтовых госпиталей, в одном из которых и начала работать Таня Александрова. Можно только представить какие ужасы пришлось увидеть обычной школьнице.
В 1942 году после очередного похода в военкомат, Таню наконец-то зачисляют в армию. Ей нет требуемых 16 лет, но она, как и тысячи молодых людей тех лет, легко приписывает себе лишний год. Единственная мечта девушки – попасть на фронт и отыскать своего отца. В 41-м на него пришло извещение: «Пропал без вести».
Но вместо фронта вчерашнюю школьницу определяют на санитарный поезд в тылу. Что это за служба, какой это ад, можно узнать из повести Веры Пановой «Спутники» и снятых по ней советских фильмах «Поезд милосердия» (1964) и «На всю оставшуюся жизнь…» (1975).
Да и безопасной службу не назовешь. Немецкие бомбардировщики долетают до Волги. Однажды санитарный поезд Тани бомбят прямо под Иваново.
После года ухаживаний за ранеными, Татьяну определяют на курсы регулировщиц. Кому-то может показаться, что ничего особенного в такой службе нет. Стой и направляй автомобили. Но не для военного времени.
Юным регулировщицам Великой Отечественно приходилось стоять на развилках дорог часами. Днем и ночью. В любую погоду. В изнуряющую жару и лютые морозы, под непрекращающимся ливнем и в снежную метель. Покинуть пост – значит дезертировать.
А представьте, какие физические нагрузки ложились на плечи хрупких девушек. Попробуйте помахать флажками (в темное время суток – фонариками) весь день.
И пусть служба регулировщицы не на передовой, но она не менее опасна. Автоколонны Красной Армии, рвущиеся на фронт, - желанная цель немецкой авиации. И молодые девушки нередко оказывались под пулями и бомбами.
Регулировщица Таня прошла страшные дороги войны. Ей повезло вернуться домой. Хотя мечта девушки так и не исполнилась…
В июне 1945 года Татьяну Александрову демобилизовали. Ей всего 18 с половиной лет. А за плечами почти 3 года войны. Таня вернулась в родной город. По путевке комсомола ее направили работать на местный хлебокомбинат. В Боровичах она нашла и вторую половину.
Отдав молодость войне, всю свою взрослую жизнь Татьяна Александровна по мужу Артемьева будет печь хлеб. Много лет спустя после войны она вновь встретится с фотографом, который, как и обещал, вписал ее имя в историю.
Марк Степанович Редькин приехал в гости к «регулировщице Тане» и подарил ей тот самый снимок со своим автографом.
11 декабря 2004 года Татьяны Александровны Артемьевой не стало. Но остались дети и внуки. И самое главное – в ее лице сохраняется память о простых людях военных лет, без которых не было бы Победы. Регулировщица Таня вошла в историю, а сотни тысяч так и остались безымянными героями.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Советский Союз в 1954 году на снимках знаменитого французского фотографа Анри Картье-Брессона