Выставка с необычным названием и не менее оригинальными работами проходит в Галерее искусства стран Европы и Америки Пушкинского музея. Современная австрийская художница Ксения Хауснер эмоционально и откровенно говорит о природе межличностных отношений и современных проблемах. Какая же это выставка?
Эмоциональная
Главная особенность творчества Хауснер – предельная эмоциональная напряженность героев. Несмотря на характер испытываемых чувств, интенсивные эмоции будут считываться по лицам и позам персонажей картин. Откровенность Хауснер обрушивается на зрителя с первой работы – автопортрета с пистолетом у виска, который буквально кричит о ранимости и бескомпромиссности творческой натуры. Обнажаться эмоционально художница продолжает в картине «Зимний путь», где она сама нежно и грустно прощается с партнёром, а он с руками по швам не отвечает на последние объятия.
Иррациональная
Хауснер специализируется отнюдь не на умиротворяющих пасторальных пейзажах, в центре её работ всегда человек, как правило, во взаимосвязи с другими людьми. Но какие именно испытывают чувства и кем друг для друга являются персонажи (любовники, друзья или враги) – определить иногда сложно. Хауснер считает, что искусство должно быть загадочным и иррациональным, а названия своим работам зачастую даёт методом свободных ассоциаций. Если проводить аналогию с пунктуацией, то творчество австрийской художницы точно будет знаком вопроса.
«В конечном счете все, над чем я работаю, неоднозначно и фрагментарно. Фрагменты жизни без четкого ответа. Послание двусмысленно, да и жизнь не чёрно-белая».
Театральная
Художница родилась в 1951 году в артистической семье, изучала сценографию и долгое время работала в театральной сфере, создавая декорации для пьес и опер. Сценическое влияние прослеживается в живописи, которой Хауснер посвятила себя с 90-х годов. Освещение и сеттинг большинства картин напоминают кадры театральной постановки с продуманными мизансценами. При этом условность обстановки подчёркивает реальность и интенсивность эмоциональных переживаний героев. Придуманная сцена в декорациях, но с честными эмоциями может вызывать у зрителя сильный отклик, о чём и говорит название выставки.
Фемининная
Это не сразу бросается в глаза, но когда продвигаешься по выставке, то замечаешь, что на абсолютном большинстве картин – женщины. Мужские персонажи встречаются, но, как правило, в качестве второстепенных персонажей, раскрывающих главных героинь. Женские образы у Хауснер разные, но они точно лишены жеманства или кокетства. Сильные и честные, как сами картины.
«Моя вселенная – женская. Женщины – ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом».
Монументальная
Стилистически работы Хауснер вызывают ряд разноплановых ассоциаций. Прежде всего, в глаза бросается внушительный размер полотен, напоминающий о западноевропейской практике масштабных исторических сюжетов и парадных портретов. Что касается цветовой палитры, то у Хауснер практически отсутствуют пастельные полутона, а крупные яркие мазки торжественно заявляют о себе во весь голос. Некоторые цветовые решения (например, когда тени передаются синими и зелёными оттенками) напоминают об экспериментах первых импрессионистов.
Актуальная
Тематически художницу интересуют не только конкретные межличностные отношения, но весь спектр важных проблем современности. Особенно пронзительны работы, посвященные миграции, перенаселению, пандемии. В постановке остросоциальных вопросов Хауснер будто восходит к традиции русского соцреализма в духе Василия Перова или Гелия Коржева.
Масштабно. Сильно. Честно.