49 подписчиков

Правдивая ложь Ксении Хауснер

Выставка с необычным названием и не менее оригинальными работами проходит в Галерее искусства стран Европы и Америки Пушкинского музея. Современная австрийская художница Ксения Хауснер эмоционально и откровенно говорит о природе межличностных отношений и современных проблемах. Какая же это выставка?

Изгнанники III
Изгнанники III

Эмоциональная

Главная особенность творчества Хауснер – предельная эмоциональная напряженность героев. Несмотря на характер испытываемых чувств, интенсивные эмоции будут считываться по лицам и позам персонажей картин. Откровенность Хауснер обрушивается на зрителя с первой работы – автопортрета с пистолетом у виска, который буквально кричит о ранимости и бескомпромиссности творческой натуры. Обнажаться эмоционально художница продолжает в картине «Зимний путь», где она сама нежно и грустно прощается с партнёром, а он с руками по швам не отвечает на последние объятия.

Неподчинение
Неподчинение

Иррациональная

Хауснер специализируется отнюдь не на умиротворяющих пасторальных пейзажах, в центре её работ всегда человек, как правило, во взаимосвязи с другими людьми. Но какие именно испытывают чувства и кем друг для друга являются персонажи (любовники, друзья или враги) – определить иногда сложно. Хауснер считает, что искусство должно быть загадочным и иррациональным, а названия своим работам зачастую даёт методом свободных ассоциаций. Если проводить аналогию с пунктуацией, то творчество австрийской художницы точно будет знаком вопроса.

«В конечном счете все, над чем я работаю, неоднозначно и фрагментарно. Фрагменты жизни без четкого ответа. Послание двусмысленно, да и жизнь не чёрно-белая».
Плавание
Плавание

Театральная

Художница родилась в 1951 году в артистической семье, изучала сценографию и долгое время работала в театральной сфере, создавая декорации для пьес и опер. Сценическое влияние прослеживается в живописи, которой Хауснер посвятила себя с 90-х годов. Освещение и сеттинг большинства картин напоминают кадры театральной постановки с продуманными мизансценами. При этом условность обстановки подчёркивает реальность и интенсивность эмоциональных переживаний героев. Придуманная сцена в декорациях, но с честными эмоциями может вызывать у зрителя сильный отклик, о чём и говорит название выставки.

Дикий разум
Дикий разум

Фемининная

Это не сразу бросается в глаза, но когда продвигаешься по выставке, то замечаешь, что на абсолютном большинстве картин – женщины. Мужские персонажи встречаются, но, как правило, в качестве второстепенных персонажей, раскрывающих главных героинь. Женские образы у Хауснер разные, но они точно лишены жеманства или кокетства. Сильные и честные, как сами картины.

«Моя вселенная – женская. Женщины – ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом».
Колледж Св. Франциска
Колледж Св. Франциска

Монументальная

Стилистически работы Хауснер вызывают ряд разноплановых ассоциаций. Прежде всего, в глаза бросается внушительный размер полотен, напоминающий о западноевропейской практике масштабных исторических сюжетов и парадных портретов. Что касается цветовой палитры, то у Хауснер практически отсутствуют пастельные полутона, а крупные яркие мазки торжественно заявляют о себе во весь голос. Некоторые цветовые решения (например, когда тени передаются синими и зелёными оттенками) напоминают об экспериментах первых импрессионистов.

Аборигены
Аборигены

Актуальная

Тематически художницу интересуют не только конкретные межличностные отношения, но весь спектр важных проблем современности. Особенно пронзительны работы, посвященные миграции, перенаселению, пандемии. В постановке остросоциальных вопросов Хауснер будто восходит к традиции русского соцреализма в духе Василия Перова или Гелия Коржева.

Масштабно. Сильно. Честно.

Общими усилиями
Общими усилиями