7,5K подписчиков

Быстро и просто о стихотворных размерах

153 прочитали
Если вы как Онегин из романа Пушкина не можете отличить ямб от хорея, Субкультура освежит ваши воспоминания о теории литературы! Быстро, просто и без головной боли.

Если вы как Онегин из романа Пушкина не можете отличить ямб от хорея, Субкультура освежит ваши воспоминания о теории литературы! Быстро, просто и без головной боли.

Сначала дадим определение стихотворного размера. Это способ звуковой организации стиха, ритмическая форма лирики, которая делает её плавной и приятной на слух. Проще говоря, чередование безударных и ударных слогов в стихе.

Как метр состоит из сантиметров, так стихотворный размер состоит из стоп. Стопа же включает в себя несколько слогов: один ударный, остальные — безударные. Количество ударных слогов равняется количеству стоп. На схеме стиха ударный слог обозначается _, а безударный U. Вертикальные полоски | отделяют стопы друг от друга.

По стопам стихотворные размеры делятся на двухсложные (ямб и хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Хорей

Это двухсложный размер стихотворения, в котором ударение падает на первый слог. Литературоведы позаимствовали из греческого языка термин «choreos» — «плясовой». Двух- и трёхстопным хореем чаще всего пишут детские стихи. А серьёзные авторы российской поэзии обычно используют четырёх- и пятистопный хорей (количество стоп равняется четырём или пяти). Четырёхстопный хорей массово выбирали поэты XIX и XX веков.

Пример есть у Александра Пушкина в стихотворении «Зимний вечер»:

«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...».

Схема будет выглядеть так: _U | _U | _U | _ U.

Ямб

А. С. Пушкин называл этот размер любимым! Классик написал ямбом не менее 30 тысяч произведений. Название тоже пришло из греческого, где «iambos» называли древний музыкальный инструмент. И это определение идеально ложится на ощущения от строк, написанных ямбом: они звучат просто, их легко воспринимать, но при этом на душе становится тепло. Чаще всего наши поэты используют четырёх-, пяти- и шестистопный ямб. Ударение в этом размере падает на второй слог.

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог».
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин».

Схема теперь такая: U_ | U_ | U_ | U_.

Дактиль

Мы добрались до трёхсложных размеров. С ними будет сложнее, но если вы поняли принцип организации двухсложников, то обязательно разберётесь. Наш первый экспонат — дактиль или «daktylos» (на греческом буквально означает «палец»). Стопа дактиля состоит из трёх слогов, первый из которых — ударный.

Ассоциация с пальцем вам ещё пригодится: первая фаланга длиннее остальных двух. Похожим образом располагаются слоги в дактиле: первый более сильный и долгий, чем остальные два.

С XIX века русские поэты чаще всего использовали трёх- и четырёхстопные дактили. Пример найдём в стихотворении Михаила Лермонтова «Тучи».

«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную».

Это четырёхстопный дактиль. Схема такая: _UU | _UU | _UU | _UU!

Амфибрахий

Греческое название «amphibrachys» переводится как «краткий с обеих сторон». Действительно, этот стихотворный размер звучит отрывисто и чётко. Ударение в амфибрахии падает на второй слог. Российские поэты чаще всего используют трёх- и четырёхстопный амфибрахий. Или комбинируют их в одном стихотворении.

Примером возьмём стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тамара».

«В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале».

Схема получится такая: U_U | U_U | U_U (трёхстопный амфибрахий).

Анапест

Чаще всего наши авторы используют трёхстопные и четырёхстопные анапесты. Забавно, что греческое название «anapaistos» переводится как «отражённый назад» — обратный дактилю. Ударение в анапесте падает на третий слог. Запомните ассоциацию с греческим переводом и определять станет проще.

Возьмём в пример «Увертюру» Игоря Северянина, написанную четырёхстопным анапестом.

«Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!»

Схема: UU_ | UU_ | UU_ | UU_ !

О стихотворных размерах можно говорить долго, вдаваясь в подробности стоп, мужскую и женскую рифму и обращая внимание на термины, которых мы не назвали здесь. Зато теперь вы знаете базу! Можете смело хвастаться перед друзьями и говорить с литературоведами на одном языке.

Понравился материал? Подпишись на наш Instagram