Пандемия Covid-19 заставила человечество оглянуться назад и подумать о похожих ситуациях прошлого, таких как испанский грипп 1918 года или черная смерть средневековья.
Но есть одна эпидемия прошлого, о которой обычно забывают, - загадочная английская потливость (или просто пот).
Между 1485 и 1551 годами было несколько смертоносных волн от потливости. В основном эта эпидемия была в пределах Англии, но из-за сильной волны 1528 года, она распространилась в Германию, а затем захватила все Балтийское побережье, Скандинавию и Россию.
Последняя зарегистрированная вспышка произошла в 1551 году, и после этого, похоже, болезнь исчезла так же загадочно, как и появилась.
До сегодняшнего дня историки и эксперты в области здравоохранения точно не знают, что послужило причиной этой эпидемии, и можно себе представить, как были ошеломлены неизвестной болезнью средневековые врачи.
Хотя она была не так смертельна, как чума, которая унесла жизни 60% европейского населения в 14-м веке, потливость пугала из-за скорости, с которой она напала на своих жертв.
Многие пациенты погибали в течение 18 часов после того, как у них появлялись первые симптомы. Только те, кто смог выжить в первые 24 часа, смогли впоследствии полностью выздороветь.
Болезнь начиналась внезапно, с лихорадки, сильных болей в плечах, болей в животе и рвоты. Этот этап длился от получаса до трех, после чего начиналась самая опасная стадия. Появлялась жажда и потоотделение, настолько обильное, что оно и дало название болезни.
Заключительные стадии характеризовались бредом, мучительной одышкой, которая заканчивалась болью в груди, и учащенным пульсом. Наконец, жертвы засыпали, и уже никогда больше не просыпались.
Интересным аспектом болезни потливости является то, что она была наиболее распространенной среди обеспеченных и известных людей.
Многие члены семей высшей знати, губернаторы, епископы, герцоги и даже королевская семья стали ее жертвами. Утверждается, что Анна Болейн, одна из жен короля Генриха VIII, была больна этой болезнью, но поборола ее, а любопытная смерть Артура Тюдора, сына короля Генриха VII, также приписана болезни Пота.
Уровень смертности среди духовенства тоже был чрезвычайно высоким, поскольку в монастырях болезнь распространялась как лесной пожар.
Эта тенденция особенно встревожила одного человека. Одной из малоизвестных черт короля Генриха VIII было то, что он был одним из самых больших ипохондриков на британском троне.
Он приказал королевским врачам ежедневно осматривать его, и любые признаки болезни приводили его в панику.
Во время вспышки 1528 года король сбежал из Лондона в безопасный дом, где закрылся и минимизировал общение с людьми, и никогда не проводил в каждой кровати больше пары ночей.
Когда он услышал, что его любимая Энн заболела потливостью, король на карантине отправил ей любовное письмо, через своего лучшего врача Уильяма Баттса.
Медицинские исследователи сравнивали средневековые отчеты о потливости, с современной эпидемиологией, пытаясь понять происхождение болезни.
В 2013 году исследователи из военного госпиталя королевы Астрид в Брюсселе опубликовали свой обзор в журнале «Вирусы».
Одна из их теорий заключается в том, что потливость была вызвана неизвестным хантавирусом, типом вируса, передаваемого мышами, крысами и грызунами.
Он не вызывает никаких признаков болезни у животных, но может вызвать смертельную легочную инфекцию у людей. Клиническое проявление пота имеет значительное сходство с хантавирусным легочным синдромом (HPS), современным заболеванием, последняя вспышка которого была отмечена в 2019 году в Панаме.
Однако не все детали складываются. Разновидности хантавируса, вызывающие HPS, происходят из Америки, а не из Европы. Соблазнительно было бы представить потливость как болезнь, завезенную из Нового Света, но первая волна произошла за 7 лет до того, как Колумб сделал свое открытие.
Другими виновниками могли быть вдыхание сибирской язвы через шерсть или изменение климата.
Вспышки потливой болезни совпали с началом 300-летнего периода тенденций охлаждения в Европе, вызванных серией извержений вулканов в Индонезии.
«Трудно сказать, может ли снова вспыхнуть эпидемия английской потовой болезни», - сказал доктор Пол Хейман, один из исследователей. Ученые уверены, что она останется не более чем интересной главой в учебниках истории.