«Семейные обстоятельства», где ложь во благо превратилась в кромешное зло

2,5K прочитали

Взросление — сам по себе период непростой, но если подросток вдруг узнаёт неприглядные семейные тайны, это может и вовсе привести к трагическим последствия. Именно такую историю рассказал в мелодраме «Семейные обстоятельства» режиссёр Леонид Мартынюк, экранизировавший в 1977 году повесть Альберта Лиханова «Обман».

Кадр из фильма «Семейные обстоятельства»
Кадр из фильма «Семейные обстоятельства»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Книги писателя Альберта Лиханова адресованы в основном молодому поколению.

Лейтмотивом его творений всегда была тема взросления, становления характера, воспитания (и самовоспитания) личности. В конце шестидесятых он начал создавать трилогию «Семейные обстоятельства», третья часть которой, повесть «Обман», вышла в 1973 году. Её-то и перенёс на экран Леонид Мартынюк.

В центре истории — 15-летний подросток, растущий с матерью. Мать воспитывает сына одна, поскольку его отец, лётчик-испытатель, погиб много лет назад. Женщина окружает наследника заботой, парень доволен жизнью, увлекается авиамоделированием (унаследовав страсть к самолётам от отца) и в целом счастлив. Потом

в жизни маленькой семьи появляется мужчина, добрый, внимательный заботливый. Нового мужа матери подросток поначалу принимает в штыки,

но потом видит, что тот действительно старается, а мать его любит. В итоге все трое становятся семьёй и вот-вот должно случиться пополнение. Но, к несчастью, женщина умирает при родах, и после этого вылезает наружу то, что никто не хотел бы знать.

Отчим оказывается не таким уж симпатичным, а заодно выясняется, что настоящий отец жив и вовсе он не лётчик.

Всё это валится на юного максималиста, в одночасье разрушая его уютный мир. Теперь ему предстоит понять, что жизнь наполнена предательством, обманом, равнодушием, изменами, что мать годами ему врала, а реальный отец знал о существовании сына, но ни разу не попытался с ним хотя бы заговорить. Рассказ, начинавшийся как лиричное повествование в духе мелодрамы «Мама вышла замуж» (1969), вдруг превращается в сложную картину о брошенном близкими вчерашнем мальчишке.

Фото со съёмок. В центре — Игнат Данильцев
Фото со съёмок. В центре — Игнат Данильцев

На главную роль того самого подростка Серёжи режиссёр выбрал Игната Данильцева. Это не был случайный выбор: Леонид Мартынюк приметил парня в «Зеркале» (1974) Андрея Тарковского, где тот сыграл главного героя в детстве. Артистичность Игната впечатлила Мартынюка, так что он даже не колебался, приглашая его в свой фильм. К слову,

для самого Игната эта роль оказалась последней.

Повзрослев, он отказался от кинематографа, хотя профессию выбрал всё-таки творческую, став художником и фотографом.

Мать Серёжи сыграла Зинаида Славина, бабушку — Любовь Малиновская, отчимом стал Эдуард Марцевич, отцом — Эрнст Романов. А ещё в ленте появились Валентина Титова и Владимир Басов, уже стоящие на грани развода. Басову, кстати, достался образ философствующего телеоператора с занятным именем Андрон, чем-то напоминающего полотёра из мелодрамы «Я шагаю по Москве» (1963). А ещё по любопытному совпадению примерно в то же время Владимир Басов сыграл в комедии режиссёра Алексея Коренева с созвучным названием «По семейным обстоятельствам».

В прокат фильм «Семейные обстоятельства» вышел в декабре 1977 года. Поначалу массового зрителя он не привлёк просто потому, что

драмы о подростковом одиночестве — совсем не то, что аудитория хочет видеть в преддверии праздников.

Ну а после картины начали вытеснять другие, и она постепенно ушла в небытие. Сегодня «Семейные обстоятельства» — история забытая, даже «Википедия» о ней не знает. Тем не менее фильм небезынтересен, хоть и немного мрачен (и по сюжету, и по цветовому решению). Впрочем, авторы не скатились в жесткость и назидательность и не сгустили краски до полнейшей безысходности. И у героя, и у зрителей остаётся надежда, что не все взрослые глухи и несправедливы, что доверять людям можно и что ошибки исправлять стоит. Даже чужие.

А вы знали про это «Семейные обстоятельства»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Взросление — сам по себе период непростой, но если подросток вдруг узнаёт неприглядные семейные тайны, это может и вовсе привести к трагическим последствия.-3

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: