49 подписчиков

Музы Монпарнаса в Пушкинском: Girl Power начала XX века

Пока часть работ постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки выставляется в Париже, в Пушкинском музее поселились французские дивы. Выставка «Музы Монпарнаса» рассказывает о главных парижских художницах и музах, повлиявших на искусство первых десятилетий XX века.

Пока часть работ постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки выставляется в Париже, в Пушкинском музее поселились французские дивы.

Стили и жанры

Основой выставки является живопись из частных европейских и американских коллекций, которые российский зритель сможет увидеть впервые. Музы Монпарнаса представлены не только картинами, но также рисунками, скульптурой, фотографией и даже произведениями прикладного искусства. Разноплановость работ – одна из отличительных черт экспозиции: здесь и крупные холсты с масляной живописью, и миниатюрные экслибрисы с чернильными зарисовками, и куклы-портреты знаменитых людей эпохи. Стилистическое разнообразие не даёт ослабевать вниманию: в одном зале вы видите «Женщину с цветами» Ромен Брукс – масштабное полотно в стиле символизма, где таинственная бледная красавица в чёрном балахоне тянет за собой цветочный шлейф. В соседнем зале вас встречает кубический «Сципион-африканец» Марии Васильевой, пестрящий обилием геометрических форм и оттенков коричневого цвета.

Женский взгляд

Резкая и эксцентричная эстетика авангарда соседствует на выставке с мягкими и плавными формами (например, лиричные «Три грации» Жаклин Марваль или матрёшкообразный «Рынок в Миньо» Сони Делоне). За внешней красивостью произведений не стоит забывать всмотреться в их социально значимый посыл – как видела себя и своих современниц женская творческая элита начала прошлого века. На Автопортрете Елизаветы Кругликовой перед нами предстаёт гордая, уверенная и немного уставшая женщина, а с Портрета Жанны Сальмон кисти Мари Лорансен на зрителя смотрит артистичная и аристократичная дама. Автопортрет Жанны Эбютерн доказывает, что неофициальная жена Модильяни была не только моделью, но и талантливой художницей. Именно Париж конца XIX столетия стал местом, где женщины могли получить художественное образование, а фраза «женское искусство» означала не только творческие возможности, но и взаимопомощь.

Городские легенды

Монпарнас переводится с французского как «гора Парнас», а в древнегреческой мифологии Парнас считался священным местопребыванием Аполлона и муз. Но не из-за громкого названия, а из-за финансовой доступности в парижском районе Монпарнас были открыты женские классы и мастерские, определившие отношение к женщине в искусстве. Монпарнас был квинтэссенцией ликующей творческой жизни Франции, где в ресторанах плату за кофе брали рисунками, а постоянные посетительницы становились героинями картин (натурщица сюрреалистов Алиса Прен вошла в историю как Кики с Монпарнаса). Работы той эпохи несут на себе отпечаток парижского флёра: одновременно таинственного («Обнажённая» Эмиля Годиссара) и новаторского («Автопортрет» Цугухару Фужита). Страстные воспоминания о Париже времён творческого расцвета Монпарнаса оставила одна из его главных звёзд, русско-французская художница Мария Васильева:

«Да, это я Мари Васильефф, маленькая, беленькая, с очень серыми глазами и очень короткими волосами, которая вот уже двадцать лет живёт здесь, в этом ателье, в этом единственном в своём роде аду, в этом единственном на свете раю, имя которому Париж».

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и узнавайте о самом интересном в мире искусства!