Найти тему
50,1K подписчиков

Что делали с троечниками в советской школе

21K прочитали
В вашем классе на последней парте сидел троечник Виталик? Или Вася? А диковатая Наташа, с которой никто не хотел дружить? А шепелявый Костя?

В вашем классе на последней парте сидел троечник Виталик? Или Вася? А диковатая Наташа, с которой никто не хотел дружить? А шепелявый Костя?

Когда я впервые общаюсь с каким-либо человеком в свободное от работы время, и разговор заходит о профессиональной реализации, то мой ответ, что я логопед, всегда вызывает реакцию, как под копирку. Точнее две реакции, третьего не дано. 

Реакция один - Аааа, улица Койкого!

Реакция два - а вот я в детстве тоже Р не выговаривал...

Обязательная составляющая обоих реакций - снисходительная под маской светскости улыбочка. Ну, какой только фигнёй люди за деньги не занимаются. Вот у меня, я понимаю, профессия...

Я уже привыкла и облако мифов не развеиваю - в конце концов не за этим мы сегодня собрались, детей мне с этим человеком не крестить, и запроса на информацию не было. Но здесь статейку, пожалуй, накатаю.

Логопед занимается звуками! Да, и ими тоже. В современном мире - именно что "тоже". Потому что когда на занятия приходит ребенок ТОЛЬКО с нарушением звукопроизношения, логопед готов его в обе щеки целовать, настолько сие великая редкость, обычно приходит букет. А что раньше? Раньше было не так? Да, не так. Отсюда и мифы про "только звуки". Давайте слегка углубимся в историю.

Действительно, в советское время логопед почётно занимал отдельный кабинет в детском садике, школе или поликлинике и занимался, действительно, практически исключительно постановкой звуков. Хотя учился в ВУЗе он не только ставить звуки. Любой логопед изучает как постановку звуков (примерно полгода из пяти), так и другие стороны речи и способы коррекции их нарушений, а также причины возникновения оных нарушений, от генетики до психиатрии. Логопедия - очень широкая область знаний, и именно поэтому все больше и больше состоявшихся специалистов склоняются к углубленному изучению какой-то одной части, чем к постоянным безнадежным попыткам объять необъятное. 

Кто-то выбирает своей специализацией как раз звуки, кто-то работает с неговорящими малышами, кто-то чувствует в себе силы взяться за ДЦП и аутизм, кто-то берет в работу пожилых людей после инсульта, а кто-то находит себя в коррекции нарушений письма и чтения.

Смотрите сами, какой обширный спектр, по сути - отдельных профессий с некоей общей базой. Профессий, по-хорошему заслуживающих каждая отдельного названия. Возможно, все к тому и идёт. Уже появляются заикологи, дизартрологи и афазиологи, а самой мне иногда приятнее представляться "речевым специалистом", чем логопедом, чтоб не слышать про Койкого. Впрочем это сейчас, а мы про историю. Садимся в машину времени и прыгаем лет на 40 назад, уже выяснив, что логопед тогда - да, в основном звуковик. А кто же тогда работал с ДЦП и дислексией, а как же аутизм?

А нету его, аутизма, 40 лет назад. Нет такого диагноза в стране советов. И дислексии нет. Есть троечник Виталик с последней парты, который, разумеется, просто балбес, а никакой не дисграфик, придумали ещё. Аутизма нет - есть умственная отсталость и немножко алалий. В основном умственная отсталость. ДЦП - вот это есть. Совсем тяжеляк в домах ребенка преимущественно обитает, вместе с синдромом Дауна и прочим визуально определяемым с первых дней. Мамаша, вы что, другого родите. В домах ребенка, разумеется, есть логопед. И в немногочисленных коррекционных садах и школах, которые посещают миновавшие сито роддомовского отбора - тоже. Это сильнейшие специалисты, и их немного. Остальные же - не видят никакого смысла углубляться во что-то ещё, кроме нарушений звукопроизношения. Ведь я все равно не пойду работать в коррекцию. А в обычных садах и школах тяжёлых детей нет.

Так было. Сейчас инклюзия. И тяжёлого ребенка можно встретить абсолютно в любом учебном заведении, и логопед - человек, который изначально подписался на готовность с ним встретиться. А куда ему деваться, что в системе, что частно. Так что миф про "букву РЭ" устарел безнадежно. Звук Р мы тоже ставим. Только вы ж понимаете, что это вишенка на тортике - Р. Чаще всего нам сначала нужно сам тортик слепить из ингредиентов, а то бывает ещё, и ингредиенты по полу ровным слоем вперемешку размазаны - иди, собирай... Койкого, говорите...

Погодите. Ладно. Аутизм, синдром Дауна, ДЦП - это все понятно. Это тяжёлые случаи. А задержки?!!! Психического, речевого развития?!!! Вроде и не про звуки история, посложнее - но и не совсем хардкор... Такие же дети всегда были!!!! И в советское время тоже! Если логопед раньше только звуки ставил - как он с ними-то работал?! А никак.

Вспоминаем нашего Виталика с последней парты. Никто и никогда с ним не работал. Так и вымучивал среднюю школу с клеймом балбеса. Потом грянули 90-е, и много таких Виталиков взлетели в олигархи, кстати, но это так, лирическое отступление.

Стоп - опять скажете вы. Что-то не то. Тогда такой Виталик на класс был один, а сейчас в классе хорошо, если один - не Виталик. Что-то вы опять не договариваете. Да нет, вполне договариваю, и именно так и обстоят дела. Раньше были и школы, и сады для детей с задержкой психического развития - как раз для Виталиков. Для детей как с минимальной мозговой дисфункцией, так и для детей из неблагополучных семей, которыми просто не занимались. И неплохо тех детей система вытягивала. Сейчас все эти дети идут в массу, и хорошо если в этой массе есть логопед. Чаще всего же родители вынуждены решать проблемы таких детей частным образом, либо не решать вообще. Это первое. 

Второе - таких, пограничных детей, сейчас действительно БОЛЬШЕ. В разы. Почему? Что, в советское время рожали мягче и пили меньше? Нет, конечно. Факторов риска хватало всегда. Но и факторов компенсации было в избытке - а сейчас их нет. Ребенок алкоголиков и ребенок с родовой травмой - возбудимый, гиперактивный, метеопатичный, астеничный - шли гулять во двор. Проводили там часы с утра до вечера, в играх, обучающих соблюдать последовательность действий и правил. Прокачивающих переключаемость и обучающих моторному планированию. Компенсирующих гипоксию.

К школе большинство этих травматиков компенсировалось ПОЛНОСТЬЮ, или практически полностью. Оставались Виталики потяжелее, которые не успели. Сейчас - не компенсируется никто. Двора нет, игра умерла. Гаджет - не, не компенсирует, увы. Компенсирует только деревня, тетка, глушь, Саратов, и банда несовершеннолетних разбойников. Ну вот так оно работает. Нейропсихолог, сенсорная интеграция - заместители естественной дворовой компенсации, и если у вас нет Саратова - идите с ребенком к нейропсихологу, не ошибётесь, даже если кажется, что все нормально. В школе вас с небес на землю спустят быстренько, когда окажется, что строчку не видит и урок высидеть не может. Ну вот такое сейчас время.

Время, когда большие деньги мы платим за то, что нашим родителям в ночном кошмаре бы не приснилось. За игру и общение. За возможность ребенку попрыгать и поползать, за ковыряние в грязи. И когда логопед - это не только про Р, хотя в вашем детстве да - это была история как раз про Р. Сейчас логопед если про Виталиков - то он уже везунчик, обычно все гораздо хуже. 

А вы говорите - Койкого...

Автор статьи - Ольга Мордашова, речевой специалист 😉, дефектолог, АВА-терапевт. Инстаграм https://www.instagram.com/ne_tolko_logoped/

Понравилась статья? Поставьте лайк, пожалуйста 🎈 Автору приятно 😍